Нефтяные цены: пошатнувшееся благополучие

5 ноября 2014

Эксперты Аналитического центра подготовили энергетический бюллетень на тему «ТЭК и государственный бюджет». В издании специалисты отвечают на вопросы о том, сколько объективной динамики и сколько политического заговора в колебаниях нефтяных цен, кто и как пострадает при 80 долларах за баррель нефти и сколько выдерживают бюджеты при низких ценах.

В бюллетене отмечается, что завораживающие колебания нефтяных цен и их взаимосвязь с политикой привлекли в эту сферу «романистов» и «модельеров» со схожими результатами. Экономисты могут примерно определить коридор колебаний нефтяных цен. По оценкам экспертов Аналитического центра, с весны 2009 года мог оставаться коридор 70-90 долларов за баррель, но премии за «Фукусиму-1» и Ливию сдвинули верхнюю планку к 110‑120 долларам за баррель. Они полагают, что нижняя планка зависит от дороговизны новых месторождений и цены бюджетного баланса Саудовской Аравии, сейчас это 80-90 долларов за баррель. По их мнению, в коридоре бывают колебания с краткими выходами за границы, но в итоге работают экономические правила.

Эксперты полагают, что при 80 долларах за баррель почти все экспортеры нефти несут убытки и будут оказывать давление на партнеров с целью снизить предложение. По их мнению, при такой цене на нефть выигрывают транспорт, химическая промышленность и страны с дефицитом внешней торговли по энергоносителям. Специалисты отмечают, что нефтяные компании проиграют - ряд инвестпроектов замедлится, особенно в дорогих и рискованных районах. В долгосрочном плане выиграют страны Персидского залива за счет увеличения своей доли в мировом производстве и экспорте. Энергосбережение немного снизится.

На вопрос о том, сколько выдерживают бюджеты при низких ценах, эксперты отметили, что десять лет назад российский бюджет балансировался при 25 долларах за баррель, но теперь снижение до 80-85 долларов существенно, хотя и допустимо. «Не секрет, что в России одна из критических проблем - эффективность использования средств бюджета и крупных компаний. Если падение цен на нефть и санкции вызовут рационализацию расходов, снижение коррупции и рост долгосрочных инвестиций, то можно перекрыть потери», - полагают они.

Также в издании рассматриваются вопросы энергообеспечения потербителей изолированных и удаленных энергосистем в России, взаимосвязи российского бюджета и субсидий в ТЭК, допустимого минимума цен на нефть для стран-экспортеров.

Подробнее – на страницах бюллетеня «ТЭК и государственный бюджет».