Круглый стол "Мегарегулирование финансовых рынков в России и за рубежом"

23 мая 2013

"Уже не первый год в мире экспериментируют с созданием мегарегулятора. Его внедрение в разных странах идет непросто, подготовительный этап в некоторых странах достигал 10-15 лет. Кризис обострил понимание глобальности, подвижности капитала, и тема создания финансового мегарегулятора в очередной раз актуализировалась. Госдумой в первом чтении уже принят соответствующий законопроект, однако вопросов по-прежнему больше, чем политически принятых ответов. Сегодня мы должны выслушать экспертов и выработать рекомендации Правительству для принятия управленческих решений", - такими словами руководитель Аналитического центра Константин Носков открыл круглый стол, на котором собрались эксперты в области финансов из Правительства, министерств и ведомств, профессиональных объединений, ведущих российских и зарубежных научных школ.

Мегарегулирование признано необходимым в связи с огромным разнообразием финансовых институтов и их громадным влиянием на развитие как экономик, так и кризисных ситуаций в экономиках отдельных стран и в мире. Очевидно, что усиление позиций крупных игроков на финансовых рынках несет за собой усиление системных рисков. По словам заместителя руководителя Дирекции по финансовым рынкам и банкам Ирины Ларионовой, мировой рынок деривативов в преддверии глобального кризиса примерно в 40 раз превышал капитализацию  мирового фондового рынка, в 10 раз - рынка акций и облигаций вместе взятых и в 23 раза - мировой ВВП. Независимыми экспертами было подсчитано, что объем "теневой банковской системы" достиг 100% мирового валового продукта, и это стало серьезной проблемой для всех стран.

В мире существуют различные модели мегарегулирования финансовых рынков, и, хотя споры до сих пор продолжаются, в России уже принята модель создания мегарегулятора на базе Центробанка. "Это модель отраслевая, что провоцирует риск конфликта интересов мегарегулятора с интересами рынка", - сообщила Ирина Ларионова. Под своей юрисдикцией Правительство оставляет медицинское страхование и пенсионный фонд.

"Мегарегулятор должен способствовать созданию здоровой, инвестиционно привлекательной среды в экономике России", - убежден исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев. Он акцентировал внимание участников круглого стола на противоречивости многих положений законопроекта о создании мегарегулятора, которая прослеживается в терминах, целях, разделении компетенций и т.д., и призвал осторожнее подходить к срокам его создания в связи с нескоординированностью финансовых институтов на рынке.

Заместитель директора Департамента финансовой стабильности Банка России Сергей Моисеев, напротив, убежден, что финансовый рынок уже сформирован и состоит из финансовых конгломератов, поэтому нет смысла бояться его  монополизации, нужно доверить стратегию и тактику выработки действий Центробанку, а обсуждению должны подлежать критерии эффективности его действий как мегарегулятора и формы подотчетности.

По мнению заведующего кафедрой Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Бориса Рубцова, Центробанк в качестве мегарегулятора обязан обеспечить транспарентность, и чтобы система раскрытия информации заработала, необходимо ко 2-му чтению внести в законопроект соответствующее положение.

Эксперты сошлись во мнении, что задача мегарегулятора – распределять финансовые потоки так, чтобы экономически могла развиваться территория всей страны. По результатам круглого стола будут подготовлены рекомендации для Правительства РФ.