Круглый стол "Правовое оформление массового финансирования общественно значимых интернет-проектов"

24 апреля 2013

В своем вступительном слове руководитель Аналитического центра Константин Носков так обозначил проблематику круглого стола: "Термин " краудфандинг" появился в России в последние годы в связи с распространением интернета. Сегодня модель финансирования через краудфандинг развивается, причем не только в сфере интернет-проектов. Наша задача – понять, нужно ли государству регулировать эту сферу, и если да, то каким образом".

По словам модератора круглого стола, руководителя Дирекции по инновациям Аналитического центра Юрия Аммосова, на сегодняшний день в России система краудфандинга развивается почти стихийно, однако в западных странах некоторый опыт регулирования в рамках этой модели уже накоплен. 90% площадок крудфандинга находятся в США. До сих пор здесь действовали "серые" правовые схемы, т.е задекларированные, но не описанные в законе. Основной нормативный акт – JOBS Act, основной регулятор – Комиссия по ценным бумагам. В Великобритании краудфандинг реализовывался по отработанным схемам и через систему налоговых стимулов. Сейчас во всех западных странах краудфандинговые площадки простаивают в ожидании принятия новых "правил игры". В России эта модель финансирования может осуществляться по существующим в российском праве схемам: через гранты, выпуск ценных бумаг, долевое участие через создание ООО, приобретение имущественных прав через государственный фонд и др. Все они имеют свои плюсы и минусы.

Руководитель направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков сообщил: "На Наблюдательном совете АСИ была одобрена идея создания Фонда развития интернет-инициатив, и в АСИ уже появилась дочерняя организация, которая будет заниматься инвестированием в интернет-проекты". Предполагается, что проект, набравший определенную долю необходимых средств, будет "дофинансироваться" фондом. Планируется также создать биржу интернет-проектов, которая будет работать по модели краудфандинга, и под этот проект уже созданы рабочие группы, которые готовят новую правовую базу и изменения в уже существующую.

Участники констатировали, что очевидных решений в этой сфере пока нет, обсудили все обозначившиеся в ходе стихийного развития краудфандинга проблемы, содержание документа, оформляющего сделку, а также обозначили предпочтительные формы господдержки. Очевидно, что государство должно поддерживать деятельность участников рынка в этой сфере, но ни в коем случае не создавать "монстров" с лицензией брокера, что только повредит инициативности граждан, желающих инвестировать свои средства в проект. При этом участники согласились, что из сферы регулирования нужно исключить безвозмездное финансирование до определенного лимита (например, 5-10 тысяч рублей). Была отмечена также необходимость информационной прозрачности проектов для инвесторов, возможного создания правовой формы "облегченного ООО" с правом выпуска акций, регламентации контроля реципиента донорами через коллективное действие  и др.

Круглый стол был организован Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации и Агентством стратегических инициатив. В обсуждении приняли участие представители краудфандинговых площадок, получателей финансирования через краудфандинг, госорганов и заинтересованных организаций.