В Аналитическом центре состоялся круглый стол "Проблемы перехода от бумажного к цифровому изданию: кризис или революция"

10 апреля 2013

Руководитель дирекции по инновациям Аналитического центра Юрий Аммосов провел круглый стол в формате свободной дискуссии. В своем вступительном слове он отметил, что в настоящее время происходит технологический прорыв в книгоиздательском деле - массовая востребованность и производство цифрового контента и электронных изданий. В перспективе, по его мнению, бумажные носители станут премиальной технологией передачи информации, как это произошло с рукописными изданиями. Очевидно, что в данном случае технологии меняют поведение людей, модели бизнеса и повседневные привычки.

По словам директора по развитию бизнеса IBM в России и СНГ Олега Бяхова, ландшафт медиа меняется: в мае 2011 года Amazon продал больше онлайновых книг, чем бумажных; 37% читателей газет в Америке, 52% во Франции и 70% в Китае предпочитают их онлайновый вариант. По словам представителя Adobe Sistems в России и СНГ Олега Сидоренко, пользователь с мобильным устройством в кармане - вот потребитель, на которого будут работать производители. Особенности планшетного издательства - это защищенный контент (загрузка только через специализированные площадки), новый вид взаимодействия с контентом Touch, разработка приложений.

Возможности электронного издания существенно шире бумажного - можно показать иллюстрацию в движении, приблизить ее, открыть любую уточняющую ссылку, организовать опрос читателей и т.д. Поэтому, по словам директора по маркетингу издательства деловой литературы "Альпина Паблишер" Александра Лиманского, издательства, расширяя бизнес, практикуют новые формы изданий: электронные версии книг продаются через специализированные площадки, на базе книжного контента издаются приложения, в том числе с дополнительными обучающими возможностями.

Таким образом, все участники круглого стола сошлись во мнении, что  произошел качественный скачок в эволюции технологий создания, обработки, распространения и потребления текстов - настала эпоха цифрового контента. Она повлекла за собой и проблемы - устаревшее авторское право не дает возможности нормально регулировать эту сферу деятельности.

В России рынок онлайн продаж электронных книг в несколько раз превысил рынок оффлайн, однако доходность первого существенно ниже. По словам писателя Леонида Каганова, скорость пиратских скачиваний и смехотворные выплаты с онлайн продаж привели к тому, что зарабатывать писательским трудом стало практически невозможно, проще выкладывать готовые тексты бесплатно на своем сайте. При этом, по мнению директора департамента Фонда "Сколково" Алексея Иванова, это мировая тенденция, и надо всего лишь искать другие способы монетизации авторского труда, выходить на абсолютно новые формы транснационального управления авторским правом.

По словам генерального директора компании "ЛитРес" Сергея Анурьева, нужно как минимум создать инструменты, которые могли бы перенести правила "физического" книжного мира в мир онлайн. А по мнению Алексея Иванова, необходимо разрабатывать абсолютно новые инструменты в области авторского права для правоприменительной практики.

Присутствовавшие на круглом столе представители издательств сообщили, что в первую очередь их волнует проблема пиратства, но предложить стройную систему борьбы с этим явлением никто из них не смог.

Участники отметили, что в России ждать повышения роли зарубежных издательских систем (Amazon Kindle и др.) пока не следует, объем англоязычных текстов таков, что языковая аудитория России не идет ни в какое сравнение с ними и не является коммерчески привлекательной, по крайней мере на сегодняшнем этапе.

По результатам круглого стола Юрий Аммосов констатировал, что бумажные книги потеряют 50-70% рынка, ниша изданий онлайн вырастет, однако, как показала дискуссия, над конкретными предложениями для правоприменительной практики нужно еще работать. Законодательство об интеллектуальной собственности  существенно устарело, необходимо разрабатывать его с учетом трансграничной правоприменительной практики. Участники согласились в том, что электронный бестселлер должен стоить от 150 до 300 рублей при тираже от 10 000 до 100 000.

В круглом столе приняли участие представители издательских домов, разработчиков IT-решений, печатных и цифровых СМИ, писатели и юристы.