В Аналитическом центре состоялся круглый стол "Перспективы и последствия принятия Федерального закона "О деятельности финансовых институтов по формированию и реализации пенсионных программ"

21 марта 2013

21 марта в Аналитическом центре состоялся круглый стол "Перспективы и последствия принятия Федерального закона "О деятельности финансовых институтов по формированию и реализации пенсионных программ". В мероприятии приняли участие представители экспертного сообщества и руководители профильных государственных структур.

В своем вступительном слове первый заместитель руководителя Аналитического центра  Владислав Онищенко отметил, что "предстоит еще много работать, чтобы этот закон стал работающим инструментом".

В ходе круглого стола состоялась оживленная дискуссия, в результате которой участники единогласно пришли к выводу, что проект закона "сырой", в нем нет системности, и даже само его название подразумевает процесс, а не результат.

В качестве основных недостатков проекта закона "О деятельности финансовых институтов по формированию и реализации пенсионных программ" были названы некорректно изложенные положения, наличие противоречий в статьях закона, некоррелируемость (смысловые расхождения) со статьями других федеральных законов, а также необоснованно суженный круг финансовых субъектов, имеющих право участвовать в реализации пенсионных программ.

Руководитель Дирекции по финансовым рынкам и банкам Аналитического центра Галина Панова отметила противоречивость положений, связанных с равным доступом к участию в пенсионных программах компаний из стран-членов ВТО и компаний из стран-участников Таможенного союза, ЕвразЭС и ЕЭП, имеющих льготные условия согласно нормативным документам.

Но главная претензия к проекту договора состоит в том, что в нем в качестве финансовых институтов для преумножения пенсионных накоплений рассматриваются только негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, что существенно сужает круг участников пенсионных программ.

Заместитель руководителя Дирекции по финансовым рынкам и банкам Ирина Ларионова привела аргументы как сторонников, так и оппонентов принятия закона. Аргументы сторонников сводятся к следующему:

  • произойдет стимулирование пенсионных сбережений населения;
  • наблюдается относительно невысокий уровень эффективности деятельности негосударственных пенсионных фондов (в настоящее время, по словам первого вице-президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Юрия Люблина, средняя доплата к пенсии из НПФ составляет 2 тыс. руб.);
  • отмечается низкая активность участия населения в негосударственных пенсионных программах;
  • недостаточна транспарентность деятельности негосударственных пенсионных фондов;
  • отмечаются позитивные ожидания в связи с принятием нового законопроекта.

Аргументы оппонентов законопроекта сводятся к следующему:

  • не ясна цель законопроекта;
  • принятие закона потребует внесения существенных изменений в действующие федеральные законы;
  • очевидна незавершенность списка субъектов (финансовых институтов), которым будет предоставлено право реализации  пенсионных программ;
  • в проекте ФЗ отсутствуют вопросы транспарентности финансовых институтов, регулирования их деятельности, проведения аудита и гарантий безопасности пенсионных вложений;
  • терминологические неточности приводят к смешению понятий;
  • может произойти усложнение законодательства о пенсионном обеспечении на фоне низкой финансовой грамотности населения;
  • не определены последствия нарушения обязанностей сторон, вытекающих из договора о пенсионной программе;
  • не урегулированы вопросы прав физических лиц в случае применения процедур  банкротства финансового института;
  • не определены процедуры и механизм возмещения собственных убытков финансовых институтов;
  • утверждение, что на реализацию закона не потребуется использование бюджетных средств, является спорным.

По результатам круглого стола были сформированы предложения по доработке федерального закона, которые будут направлены в Аппарат Правительства Российской Федерации.

Презентация 1

Презентация 2