Эксперты обсудили вопросы создания кратких версий госпрограмм

18 марта 2013

Правительство России рассматривает и утверждает государственные программы, которые должны обеспечить реализацию ключевых государственных приоритетов и стать основой для формирования и исполнения государственного бюджета. Тексты уже утвержденных документов размещены в открытом доступе на портале Правительства и сайтах курирующих их ведомств.

Государственные программы представляют собой объемные документы, в которых подробно изложены цели, задачи и основные показатели развития различных сфер социально-экономического развития страны. Как будет развиваться та или иная отрасль, какие мероприятия планируются, сколько денег на это выделит государство, будет ли участвовать в финансировании частный капитал. Ответы на эти и другие вопросы содержатся в текстах госпрограмм. По сути, это развернутые планы действий по направлениям, упомянутым в майских указах Президента и включенным в Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года.

Всего разрабатывается более 40 программ, из которых на текущий момент утверждены больше половины. Для тех, кто захочет с ними ознакомиться, даже простое прочтение документов потребует немало времени, а для изучения всех деталей могут потребоваться специальные знания и навыки. Обсуждаются возможности создания для каждой госпрограммы краткой версии, которая отражала бы основное содержание документа и при этом делала его более простым для восприятия.

15 марта Аналитический центр пригласил экспертов на круглый стол по теме "Методические подходы к разработке кратких версий государственных программ Российской Федерации". На примере двух программ – ГП "Развитие науки и технологий на период до 2020 года" и ГП "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" – участники дискуссии обсудили варианты визуализации государственных программ, создания их кратких и наглядных представлений, выделения важнейших элементов содержания.

Большинство сошлись во мнении, что граждан интересуют основные показатели госпрограмм. "Необходимым условием работы является простое изложение сложного содержания. После прочтения краткой версии должны быть четко понятны цели, задачи и результаты каждой государственной программы", – считает заместитель руководителя Аналитического центра Глеб Покатович. Не менее важным, по мнению эксперта, является и вопрос финансирования, особенно с точки зрения соответствия израсходованных средств полученным результатам. "По сути, это вопрос, куда уходят деньги. Ответ на него непременно должен содержаться в кратких версиях госпрограмм", – считает Покатович.

Дискуссия коснулась и других аспектов проблемы. Некоторые эксперты полагают, что представить краткие версии госпрограмм невозможно, не проведя их анализ. Среди них руководитель Дирекции по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра Александр Курдин, по мнению которого создание кратких версий, сопряженное с анализом международного опыта, поможет улучшить содержание документов.

В ходе дискуссии высказывались мнения о том, что формат краткой подачи информации зависит от целевой аудитории. Эксперты выражали сомнение в возможности найти универсальный вариант, пригодный для восприятия любой категорией граждан. По мнению декана факультета инноваций и высоких технологий МФТИ Валерия Кривцова, именно целевая аудитория определяет формат подачи информации: "Вы ставите сложную задачу: изложить "Войну и мир" языком комиксов. При этом вы не сможете избежать частичной потери информации. Основная задача в такой ситуации – определить, какую информацию можно потерять в процессе сокращения. А это зависит от того, для какой аудитории мы работаем".

Не вызвало разногласий то, что основным содержанием кратких версий госпрограмм должны стать средства графической передачи информации: графики, схемы, рисунки, – а текстовую составляющую необходимо минимизировать.

На круглый стол были приглашены представители Минэнерго, Агентства экономического моделирования и прогнозирования, Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, Института энергетических исследований РАН, МФТИ, ВШЭ, РЭШ, МГУ им. М.В.Ломоносова и др. организаций.