Чтобы повысить эффективность системы образования, нужно применять комплексный подход

1 октября 2014

В Аналитическом центре состоялся круглый стол «Возможные модели формирования и реализации программы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту школ». В ходе мероприятия эксперты обсудили меры повышения эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на рост числа учеников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями. Дискуссия коснулась вопросов формирования программ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту школ, оптимизации требований СанПиНов, определения приоритетов в установлении режима занятости учащихся.

«Самым оптимальным механизмом оказания финансовой помощи регионам на строительство школ является софинансирование расходных обязательств регионов через предоставление соответствующих субсидий», - полагает ведущий научный сотрудник Управления научно-исследовательских работ Аналитического центра Татьяна Южакова. Согласно статистике, которую привела Южакова, 1% учащихся посещают школы, здания которых находятся в аварийном состоянии, а чуть менее 14% – школы, требующие капитального ремонта. 14% учащихся занимаются во вторую и даже третью смены. При этом третья смена вообще запрещена существующим нормативом. В Минобрнауки России при формировании данной программы обратили внимание на необходимость обучения школьников в одну смену.

Заместитель генерального директора, директор отраслевого направления «МЦФЭР Образование» Максим Дулинов отметил своевременность обсуждения темы капремонта школ в преддверии подготовки большого проекта и выделения значительных бюджетных средств на сферу образования. Эксперт отметил, что при создании программы нельзя забывать о дифференциации, которая существует в регионах страны. «Каждый субъект находится на своей стадии развития, поэтому для каждого региона нужно ставить разные задачи, однако все они должны приводить к одному заданному результату, - полагает Дулинов. – Также регионам необходимо дать больше свободы в выборе путей достижения этого результата». По его мнению, ликвидация аварийности, второй и третьей смены достаточно простые и узкие задачи, и на проблему нужно смотреть шире. «Важно достичь уровня соответствия системы общего образования, в частности – школ, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, - отметил Дулинов. - Это другая задача, которую необходимо решать комплексно, выстраивая школьную инфраструктуру».

Эксперт Дмитрий Гужеля, представлявший на мероприятии МИА «Россия сегодня», отметил необходимость комплексного подхода, который затрагивал бы вопросы миграции, политики, развития качества системы образования и федеральных образовательных стандартов для всех уровней школ. Только такой подход позволит повысить эффективность самой системы образования, а также существенно снизить расходы, полагает эксперт. Он также отметил наличие двух управленческих административных разрывов, которые существуют между федеральным и региональным уровнем, а также между региональным и муниципальным. Гужеля оценил эту проблему как одну из основных в отрасли, назвав и ряд других – неэффективное расходование средств, отсутствие внебюджетных средств, единых KPI и системы контроля.

Участники мероприятия полагают, что для решения существующих проблем необходимо налаженное межведомственное взаимодействие и точная статистическая информация.

Программа

Список участников

Информационная справка