Применение рыночных механизмов ценообразования на газомоторное топливо: за и против

17 сентября 2014

В Аналитическом центре состоялся круглый стол «Ценообразование на природный газ, используемый в качестве моторного топлива». Участники мероприятия обсудили разработанный Минэнерго России проект изменений в постановление Правительства России от 15 января 1993 г. № 31 «О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом», который изменит механизм ценообразования на природный газ, используемый в качестве моторного топлива.

В настоящее время предельная отпускная цена природного газа составляет 50% от цены бензина А-76, реализуемого в регионе, а в проекте предлагается ввести ограничение в 35% от цены дизельного топлива.

Заместитель начальника Департамента переработки нефти и газа Минэнерго России Максим Лобанов напомнил, что правительство уделяет большое внимание проблеме обновления парка транспортных средств, который вскоре должен соответствовать всем современным требованиям безопасности и экологичности. В связи с этим было подготовлено распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 мая 2013 г. № 767-р об уровне использования к 2020 году природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб, отметил чиновник. «По нашим подсчетам в городах-миллионниках свыше 50% общественного автотранспорта должно перейти на газомоторное топливо к 2020 году, в городах до 300 тысяч жителей – 30%, а в городах более 100 тысяч жителей – 10%, – сказал Лобанов. – За это время общее количество транспорта, который должен быть обновлен и переведен на газомоторное топливо, составит 46 тысяч единиц». Таким образом, ежегодно должно обновляться не менее 5-6 тысяч транспортных средств, добавил он. По словам чиновника, для этого потребуется значительное увеличение выпускаемых газомоторных автомобилей и, как следствие, развитие соответствующей газозаправочной инфраструктуры.

«Отсутствие маркетинговой стратегии производителей по продвижению газомоторной техники, низкие темпы и отсутствие долгосрочной программы обновления подвижного состава – это главные проблемы потребителей газомоторного топлива», - полагает Лобанов. В свою очередь, у производителей свои проблемы в данной сфере. По мнению чиновника, это отсутствие обоснованных прогнозов рынка потребления и маркетинговой стратегии у компаний до 2020 года и системного подхода в сфере популяризации использования природного газа в качестве моторного топлива, а также завышенная производительность планируемых объектов.

Председатель Правления – генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев полагает, что в настоящее время рынок газомоторного топлива в России только формируется как новая отрасль экономики. «Для стабильного развития данного рынка важно сформулировать баланс интересов всех его участников, – сказал он. – Поэтому цена на газомоторное топливо должна удовлетворять всех, то есть должна формироваться самим рынком». Также Лихачев отметил, что только рыночное регулирование цены на газомоторное топливо позволит достичь сроков окупаемости, приемлемых для инвесторов, и даст импульс развитию отрасли. «Необходимо отменить государственное регулирование цен на газомоторное топливо и обеспечить применение рыночных механизмов ценообразования», - считает Лихачев.

Участники дискуссии неоднократно отмечали, что действующие объекты инфраструктуры размещены на территории страны неравномерно, а их техническое состояние устарело. По мнению экспертов, инфраструктура данной области нуждается в масштабных инвестициях.

Программа

Список участников