Парниковые газы: необходима координация климатической политики и Энергетической стратегии

11 сентября 2014

В Аналитическом центре состоялся круглый стол «Выполнение государственных инициатив по снижению выбросов парниковых газов в стратегических планах развития ТЭК».

В ходе мероприятия эксперты обсудили долгосрочную динамику выбросов парниковых газов в соответствии с проектом Энергетической стратегии, рассмотрели влияние мер по сокращению выбросов парниковых газов на целевой сценарий развития ТЭК России, а также состав и порядок реализации планируемых и возможных мер по сокращению таких выбросов в перспективе до 2020 года и на период до 2035 года. Специалисты коснулись и вопроса возможности корректировки проекта Энергетической стратегии и других стратегических документов ТЭК под влиянием государственной климатической политики.

Директор Департамента государственной энергетической политики Минэнерго России Алексей Кулапин отметил, что в своей деятельности Минэнерго постоянно уделяет внимание данной проблеме, но, несмотря на это, в ряде документов есть пробелы по вопросу снижения выбросов. Он напомнил, что распоряжением Правительства Российской Федерации №504-р от 2 апреля 2014 г. утвержден План мероприятий по выполнению Указа Президента от 30 сентября 2013 года №752 «О сокращении выбросов парниковых газов», согласно которому Минэкономразвития разрабатывает предложения по стимулированию реализации пилотных проектов в субъектах Российской Федерации. «Разработанная «дорожная карта» по снижению выбросов парниковых газов состоит из трех крупных блоков: инвентаризации, мониторинга и выработки собственных мер, - сказал чиновник. - В рамках реализации этих предложений Минэнерго проводит работу, которая позволит создать методологические основы для реализации государственной политики по снижению антропогенного воздействия ТЭК на окружающую среду». По словам Кулапина, блок изменений будет представлен уже в первом квартале 2015 года.

Участники круглого стола рассказали о своих исследованиях в данной области. Так, на обсуждении были представлены доклады об эмиссии парниковых газов в сценариях Энергетической стратегии, о затратах и выгодах низкоуглеродной экономики в России, о возможности декарбонизации экономики и энергетики. По словам директора Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ Георгия Сафонова, основными путями деуглеродизации являются повышение энергоэффективности, максимальная электрификация, возобновляемые источники энергии, включая биотопливо. «Где возможно, нужно переходить с угля на газ, также необходима практически полная деуглеродизация электроэнергетики», - отметил эксперт, добавив, что здесь есть много неопределенности, особенно в замедленном развитии технологии CCS и ограничении в доступности биотопливных ресурсов.

Эксперты полагают, что значительное влияние топливно-энергетического комплекса на динамику парниковых выбросов требует координации климатической политики и Энергетической стратегии. Поэтому особое внимание было уделено вопросу о принятии нового глобального климатического соглашения ООН на период с 2020 года. Его планируют заключить в декабре 2015 года. По словам специалистов, соглашение будет носить рамочный характер, содержать общие принципы и требовать отчетность о действиях России по проблеме углеродного регулирования.

В круглом столе приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, научно-исследовательских организаций, компаний топливно-энергетического сектора.

Список участников

Программа