Проблемы формирования международных транспортных коридоров на территории России

5 августа 2014

В Аналитическом центре состоялся круглый стол «Развитие международных транспортных коридоров для реализации транзитного потенциала России в сфере автомобильного транспорта», в ходе которого эксперты пытались выявить причины, сдерживающие реализацию транзитного потенциала страны.

В ходе мероприятия специалисты обсудили соответствие транспортной инфраструктуры и технологий современным международным требованиям, обеспечивающим высокую скорость и низкую стоимость безопасной доставки грузов и пассажиров на международных транспортных коридорах.

Советник Дирекции экономики транспорта Аналитического центра Михаил Низов отметил, что формирование международных транспортных коридоров на территории России направлено на повышение эффективности и качества российских внешнеторговых перевозок и использование выгодного географического положения России для расширения экспорта транспортных услуг, включая обслуживание транзитных перевозок третьих стран. «Увеличение транзитных потоков стимулирует развитие международных торговых связей, транспортной инфраструктуры и экономики регионов, создание рабочих мест и транспортной доступности», - сказал эксперт.

Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов полагает, что развитие транспортных коридоров - важная задача для Российской Федерации. «На январь 2014 года, по данным диагностики, которая проводится ежегодно, 46% нашей сети дорог соответствует нормативным требованиям, - сообщил чиновник. - Эта цифра достаточно маленькая в связи с тем, что только с 1 января 2014 года мы стали получать 100% объем средств, необходимый для поддержания качества дорог». По его словам, уже к концу 2018 года эта цифра должна быть увеличена до 85%, но для того, чтобы достичь этот показатель, одних средств недостаточно. «Нужно понять, как использовать те дороги, которые мы ремонтируем, строим, содержим, и обязательно соблюдать те нагрузки, которые оказываются на автомобильные дороги», - отметил Астахов. Сейчас, по его словам, до 46% грузовиков, которые передвигаются по нашей стране, значительно превышают те значения, которые установлены нормативными документами по нагрузкам на автомобильные дороги. Если мы не изменим данную ситуацию, то не увидим результата, добавил чиновник.

В рамках мероприятия советник по техническим вопросам ОАО «ГИПРОДОРНИИ» Владимир Федотов рассказал о технических вопросах организации транзитных перевозок и создании международных транспортных коридоров. Он отметил, что Россия присоединилась к международному соглашению и приняла нормативную законодательную базу, которая определяет чрезмерные требования для строительства дорог, причем не только в необходимых транзитных направлениях, но также и на всем пространстве Российской Федерации.

По словам Михаила Низова, это нецелесообразно. «Мы взяли на себя большие обязательства, приняли жесткую нормативную базу, но фактически мы не в состоянии ее реализовать, - считает эксперт. – Сейчас необходимо рассмотреть те международные транспортные коридоры, которые используются для транзита, выявить там узкие места и направить финансовые возможности для их расширения». В настоящий момент в развитии транзитного потенциала Россия отстает от Белоруссии в 5 раз, добавил он. «По Белоруссии 20% перевозок идет транзитом, а у нас пока 4,7%. Это говорит о том, что мы неоптимально расходуем государственные средства на развитие транспортной системы в части транзита», - отметил Низов. По его мнению, у нас есть транзит из Европы в Азию (Китай) по направлению Казахстана, именно эти пути нужно развивать.

Участники мероприятия подняли вопрос об обеспеченности международных транспортных коридоров автодорогами с нормативной осевой нагрузкой 11,5 тонн и соответствующей пропускной способностью. И.о. первого заместителя генерального директора ФГУП «РосдорНИИ» Александр Стрижевский отметил, что необходимо соблюдать правила эксплуатации дорог. Так, норму в 11,5 тонн выдержат те дороги, которые были спроектированы и построены под данную нагрузку, а не те, которые имеют повышенную прочность. «Отмечу, что если мы планируем вернуть деньги, потраченные на усиление дороги, за счет транзита, то необходимо создать инфраструктуру, обеспечить безопасность, сервис, проезд зимой и в паводок, условия въезда и выезда», - добавил Стрижевский.

Эксперты отметили, что в дорожном хозяйстве, кроме транзита, есть и другие задачи, например, соединение населенных пунктов и др. По их мнению, все проблемы нужно решать в совокупности, а не тратить средства и силы в одном направлении.

Программа

Список участников