Программно-целевое планирование госпрограмм качественно повысит уровень их исполнения

16 июля 2014

В Аналитическом центре состоялся круглый стол «Повышение эффективности программно-целевого планирования, финансирования и мониторинга исполнения государственных программ федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации».

Открывая мероприятие, руководитель Дирекции по информационным технологиям Аналитического центра Алексей Хромов отметил, что на данный момент необходимо определить круг проблем, с которым постоянно сталкиваются представители федеральных органов исполнительной власти при использовании программно-целевых методов планирования и контроля исполнения бюджетов.

В мероприятии приняли участие представители Минэкономразвития, Минсвязи и Минфина России. Эксперты обсудили программно-целевые методы управления и особенности их применения для повышения эффективности государственного управления, а также рассмотрели основные проблемные вопросы перехода к формированию бюджетов в программном формате.

«На сегодняшний день у нас достаточно проработана методологическая и нормативно-правовая базы. Проблемы еще есть, но основной скелет уже сформирован», - сообщила представитель Минэкономразвития России Мария Екатериновская. По ее словам, в бюджетном кодексе есть трансформация в части встраивания программ как основного элемента бюджетного процесса, ведь бюджет впервые был сформирован по программно-целевому принципу. «Сегодня нами охвачены все направления концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации по 5 направлениям, больше сил мы направляем на социальную сферу, развиваем направление «Новое качество жизни», - добавила Екатериновская. Основными задачами министерства, по словам эксперта, являются увязка бюджетного процесса с программно-целевым управлением и встраиванием программ в бюджетный процесс, определение сроков по разработке, корректировке и утверждению госпрограмм и федерального бюджета, а также выстраивание общего контура стратегического управления, который объединяет 3 уровня власти: федеральный, региональный и муниципальный.

Представитель Минкомсвязи России Виталий Наумов отметил, что увязка показателей с мероприятиями и конкретными решениями, которые потом реализуются в рамках исполнения госпрограмм, - самый сложный элемент планирования. «Это происходит по единственной причине: государственные программы имеют весьма относительные показатели, которые в обязательном порядке нужно детализировать на нижних уровнях, приводить к абсолютным величинам», - считает он.  Чиновник добавил, что при планировании определенной программы и ведомства, и органы государственной власти в обязательном порядке должны понимать, при помощи каких механизмов эти показатели ими будут достигнуты.

Наумов добавил, что проект, разрабатываемый Минкомсвязью, основан на 3 позициях: обязательном использовании и создании единых отраслевых стандартов при реализации мероприятий, единых отраслевых принципах проектного управления, также создается подход к правильному формированию индикаторов проектов, которые могли бы отражать показатели госпрограммы «Информационное общество».

Представитель корпорации «Парус» Юрий Кислицкий рассказал о типовом проектном решении «Электронный бюджет ФОИВ» как инструменте программно-целевого планирования и исполнения бюджетов в рамках реализации государственных программ. «Процессная модель деятельности в подсистеме «Программно-целевое планирование» включает в себя 4 этапа: работу со структурой программы, формирование бюджета, внесение изменений и мониторинг реализации программы», - пояснил эксперт, добавив, что данная подсистема является единым инструментом детального формирования мероприятий.

Участники мероприятия сошлись во мнении, что в использовании метода программно-целевого планирования госпрограмм существует много проблемных вопросов, но реализация этой идеи должна привести к качественному скачку в данной сфере.

Программа

Список участников