Добровольный национальный обзор: от целей к результатам

31 октября 2019

О том, какие показатели включены в Добровольный национальный обзор достижения целей устойчивого развития в России и как их измерить, на Форуме стратегов в Санкт-Петербурге рассказала заместитель руководителя Аналитического центра Татьяна Радченко.

Аналитическому центру поручено организовать работу над Добровольным национальным обзором достижения целей устойчивого развития в России, напомнила эксперт. Работа идет совместно с МИД России, Росстатом, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Обзор будет представлен летом 2020 года в Нью-Йорке в рамках политического форума по устойчивому развитию ООН.

«Работая над Обзором, мы решили соблюсти принцип ООН о том, чтобы никто не остался в стороне, и привлекли к работе максимальное количество экспертов из широкого круга организаций, - рассказала Радченко. – Мы сформировали 17 рабочих групп, по одной на каждую ЦУР, собрали в них представителей не только органов власти, но и экспертного, академического сообщества, бизнеса, общественных объединений – более 200 человек». Радченко назвала процесс работы над Обзором успешным: к настоящему моменту готовы проекты 16 глав, прошли 13 публичных обсуждений.

Важнейшее значение при работе над Обзором имеют показатели, подчеркнула Радченко. «Именно показатели помогают понять, где мы находимся, к чему стремимся и как достигаем поставленных целей», - сказала эксперт.

Показатели «отправной точки» - это данные за 2017 и 2018 год, предоставляемые Росстатом. Целевые показатели – это показатели, заложенные в Нацпроекты, хотя их горизонт ограничен 2024 годом, тогда как Обзор по ЦУР устремлен в 2030 год. Показатели «достигаемости» пока остаются в виде рекомендаций или предложений того, как можно было бы измерить достижение целей развития. Здесь эксперты Аналитического центра предлагают опираться на международный опыт, адаптируя его под российские реалии.

Например, опыт ОЭСР показывает, что если в стране не утверждены целевые значения показателей, то в их качестве могут выступать следующие значения: абсолютные значения, рекомендованные ООН (например, снижение уровня материнской смертности до менее 70 случаев на 1000 человек), уровень показателя в виде необходимого изменения (например, снижение нищеты вдвое), значения показателей, закрепленные в международных соглашениях (например, снижение парниковых выбросов в рамках Парижского соглашения).

Есть также показатели, не установленные явно в виде значений, но для которых может быть использовано лучшее значение по группе стран: например, ставится цель по определенному параметру к 2030 году выйти на мировой уровень 2018 года, и дальше оценивается степень приближения к заявленной цели.

«К измерению показателей тоже существуют различные подходы, - рассказала Радченко. - Например, в ЕС используется опыт по расчёту среднего прироста, а страны АСЕАН используют более сложный инструмент – индекс текущего состояния и индекс ожидаемого прогресса. Более сложные расчеты позволяют давать рекомендации при формировании государственной политики по группам показателей, отражающие степень достижения каждой из 17 целей».

Россия до 2030 года должна представить два Добровольных национальных обзора: первый будет готов в 2020 году, а до 2030 года – еще один, с уточненными параметрами измерений, которые помогут понять, насколько Россия приблизилась к заявленным целям, где оказались слабые звенья и какие направления государственной политики необходимо усилить, подчеркнула Радченко.

Читайте также:

29.10.2019 - Экономическая интеграция стран способствует достижению показателей ЦУР