Национальные проекты ждут новых инструментов управления

30 октября 2019

«Основные эффекты применения проектного управления зависят от того, как, кем и какие конкретно инструменты управления проектами применяются на практике и приносят качественный результат», — сказал советник руководителя Аналитического центра Павел Шестопалов, открывая круглый стол «Национальные проекты: проектное управление в государственном секторе (ожидание и реальность)» на Форуме стратегов в Санкт-Петербурге.

Он напомнил, что «майский указ» 2018 года реализуется в проектной логике, но при этом инструменты проектного управления применяются в регионах лишь частично. Анализ международных и российских практик проектного управления показывает, что не все распространенные инструменты используются для управления национальными проектами. Например, анализ заинтересованных сторон, идентификация и оценка рисков, календарно-сетевое планирование или планирование коммуникаций довольно редко применяются в органах власти, а это весьма эффективные инструменты.

При этом грамотное использование проектного управления может качественно улучшить работу по достижению целей и задач Указа, подчеркнул эксперт.

В постановлении Правительства Российской Федерации №1288 заложено применение нескольких конкретных инструментов, а именно:
• Паспорт проекта с конкретизацией показателей и результатов
• Организационно-ролевая структура проекта
• Персональная ответственность за проект в целом и конкретный результат
• Типизация результатов проектов и их декомпозиция до конкретных контрольных точек
• Регулярный мониторинг реализации проектов
• Запросы на изменения и порядок внесения изменений
• Информационная система (Электронный бюджет)
• Работа коллегиальных органов принятия решений (советы, проектные комитеты, общественно-экспертные советы и др.)

Участники круглого стола путём онлайн-голосования оценили полезность и эффективность используемых инструментов и определили те из них, которые могут быть рассмотрены для внедрения в практику управления национальными проектами.

Наиболее востребованными в региональных органах власти оказались регулярный мониторинг реализации проектов, персональная ответственность за результаты и паспорт проекта с конкретизацией показателей и результатов. Явным аутсайдером, судя по результатам голосования, стала информационная система «Электронный бюджет». Причём результаты оказались схожи в 2 группах голосования: среди сотрудников проектных офисов и среди специалистов в проектном управлении.

Дополнительно успешной реализации национальных проектов, по мнению участников дискуссии, могли бы способствовать система проектной мотивации госслужащих (27% голосов), планирование и управление рисками (14%) и региональные информационные системы управления проектами (14%).

Дискуссию организовали Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, РАНХиГС и Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации.