Горизонт государственного планирования увеличивается

29 октября 2019

Управление по результатам, переход к долгосрочному планированию, развитие сопутствующей инфраструктуры и постепенное снижение средств из госбюджета – такие тренды характеризуют позицию государства по развитию магистральной инфраструктуры. Об этом руководитель Аналитического центра Владислав Онищенко рассказал на пленарном заседании Международного транспортно-логистического форума PROдвижение.

По словам Онищенко, еще год назад основной целью было формирование задач до 2024 года, в том числе наполнение Комплексного плана развития магистральной инфраструктуры проектами, и мало кто задумывался о том, что будет после 2024 года, что  масштабные инфраструктурные стройки с последующей их монетизацией занимают много лет. И даже проекты, которые, по ожиданиям, должны реализовываться быстро, например связанные с цифровизацией, - все равно их планирование, разработка и внедрение занимают годы. Хорошим примером тренда управления по результатам является долгосрочная программа развития РЖД, отметил спикер. Такое управление позволяет координировать реализацию и вносить изменения в программу, при этом добиваясь долгосрочных целей.

Второй тренд – переход к работе не только на краткосрочную, но и долгосрочную перспективу. Аналитический центр в рамках своей работы формирует предложения в Комплексный план развития магистральной инфраструктуры, которые можно было бы учесть в случае появления дополнительных средств как до 2024, так и вплоть до 2030 года и далее, рассказал Онищенко.

По мнению руководителя АЦ, проблемой является развитие сопутствующей инфраструктуры, и должен быть найден современный путь для ее решения. Здесь речь идет о комплексном развитии территорий. Например, строятся транспортные коридоры, но для достижения дополнительных потоков или сокращения времени перевозок необходимо обеспечить развитие не только магистральных проектов, но и взаимосвязанных региональных, в частности строительства местных дорог, подъездных путей. Иначе в какой-то момент их отсутствие станет ограничением для увеличения пассажиро- и грузопотоков и не позволит реализовать в полной мере транзитный потенциал.

Следующим значимым трендом является уход государства из инфраструктурных инвестиций. В рамках Комлексного плана, например, бюджетные средства всех уровней не дотягивают и до 50%, остальные – средства корпораций, в том числе РЖД. И впредь государство будет приветствовать и развивать практику привлечения частных инвестиций. Будут применяться и другие финансовые схемы, например, лизинг.

Онищенко особо отметил, что очень важен рост производительности, без которого невозможно снижение издержек и предоставление современных услуг. Такой рост предполагает развитие цифровых продуктов и новые навыки персонала, что в конечном счете будет повышать конкурентоспособность. Поэтому инвестиции в подготовку кадров следует признать одними из основных.