Стратегии макрорегионов оживят межрегиональное взаимодействие

29 октября 2019

Стратегия пространственного развития запускает разработку полноценных стратегий развития макрорегионов, которые уже в 2020 году должны прийти на смену действующим стратегиям развития федеральных округов. О содержании стратегий развития макрорегионов, принципах включения в них инвестиционных проектов, а также мониторинге исполнения документов говорили участники дискуссии, организованной Аналитическим центром на Форуме стратегов в Санкт-Петербурге.

Дискуссия о предмете и содержании данных документов, их функции в системе стратегического управления, механизмах и форматах межрегионального сотрудничества, механизмах их реализации не прекращается.

О содержании стратегий развития макрорегионов, принципах включения в них инвестиционных проектов, а также мониторинге исполнения документов говорили участники дискуссии, организованной Аналитическим центром на Форуме стратегов в Санкт-Петербурге.

Модератор дискуссии, заместитель руководителя Аналитического центра Михаил Прядильников напомнил, что в мае текущего года на площадке АЦ уже говорили о проблемах, связанных с работой над стратегиями.

«Есть проблема размытости самого предмета стратегий, их цели и задачи пересекаются с федеральными и региональными стратегиями, что снижает значимость документов. Нет единого подхода к реализации стратегий. Нет механизма отбора инвестпроектов. Необходимо выстроить систему мониторинга, четко распределив роли федерального центра и регионов», — перечислил он.

Главное — увязать стратегии развития макрорегионов с другими существующими документами, регламентирующими социально-экономическое развитие территорий, считает замдиректора Департамента планирования территориального развития Минэкономразвития России Олег Булеков. «Структура стратегии проста: в ней фиксируются основные проблемы межрегионального характера и механизмы, которые призваны их решить», - считает он. В стратегию могут войти и межрегиональные проекты, и крупные региональные проекты, и комплексные инвестпрограммы — главное, чтобы все они способствовали развитию макрорегиона, чтобы прослеживалась взаимосвязь с национальными проектами и учитывалась экономическая специализация регионов.

Специфика региона — один из ключевых моментов при создании стратегии, а главный драйвер развития — экономическая специализация, уверена начальник Департамента по вопросам экономической и социальной политики Аппарата полномочного представителя президента в СЗФО Светлана Лебедева. «Северо-Западный федеральный округ — это 2 макрорегиона: северный и северо-западный, здесь и Арктическая зона, и обширная приграничная территория, и эту специфику нельзя не учитывать», — считает она.

Эффективная реализация стратегии зависит от взаимодействия участников, а механизм такого взаимодействия пока не до конца понятен, считает Лебедева. Более того, зачастую сами регионы подходят к задаче формально, не проявляя заинтересованности и предоставляя в федеральные ведомства (в частности, Минэкономразвития) непроработанные предложения, что дополнительно осложняет работу.

Стратегии макрорегионов не спасут мир, но помогут решить многие проблемы, заявил председатель СОПС ВАВТ Минэкономразвития России Дмитрий Землянский. «Существуют взаимосвязанные сферы. Например, здравоохранение и маршрутные сети: в одном регионе строится больница, а из соседних регионов к ней прокладываются дороги», — пояснил он.

Перейти от отраслевого подхода к территориальному не удастся, уверен Землянский. Но внутри каждой отрасли есть точки пересечения интересов и возможностей: для туризма это маршруты, для АПК — логистика. Перспективы взаимодействия эксперт видит в сферах профобразования и экологии.

Что касается инвестпроектов, то Землянский указал на сложный механизм их отбора. «Тут важно включить только те проекты, у которых есть межрегиональные эффекты, которые влияют на межрегиональный рынок труда, но это очень сложно просчитать и оценить», — констатировал он.

Планы реализации стратегий должны быть подкреплены соответствующими инструментами, считает начальник Управления стратегического развития, государственного управления и региональной политики Аналитического центра Антон Стешенко. «Нужны механизмы мониторинга и обратной связи. Более того, необходим «арбитр» для решения спорных моментов, в особенности связанных с финансированием», — считает он. Что касается результатов реализации стратегий, то ими должно стать реальное улучшение жизни в регионах, а не доклады в федеральные органы власти о проделанной работе.

В ближайшей перспективе регионам предстоит найти решение обозначенных проблем и подготовить стратегии, учитывающие специфику каждого макрорегиона и работу над ошибками предыдущих этапов. Времени остаётся не так много: стратегии развития макрорегионов должны быть готовы уже к середине 2020 года.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Аналитический центр выступил партнером VIII Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: национальные цели и эффекты для территорий», который прошел в Санкт-Петербурге 28-29 октября 2019 года. В рамках деловой программы Аналитический центр провел дискуссии «Стратегии макрорегионов как инструмент межрегионального взаимодействия» и «Развитие городских агломераций в России: выбор модели и приоритеты законодательного регулирования». С докладами выступили заместители руководителя АЦ Михаил Прядильников и Татьяна Радченко, а советник руководителя АЦ Павел Шестопалов модерировал дискуссию «Национальные проекты: проектное управление в государственном секторе (ожидание и реальность)».

Контекст:

ТАСС - Завершился первый день «Форума стратегов – 2019»

ТАСС - Подведены итоги второго дня Форума стратегов