Оценка состояния конкуренции в России

23 мая 2014

Новый выпуск бюллетеня о развитии конкуренции, подготовленного экспертами Аналитического центра, посвящен обзору результатов эмпирических оценок конкуренции в России.

Методологии рейтингов, при помощи которых традиционно оценивается конкуренция, строятся на субъективных экспертных оценках, из-за чего часто становятся объектом активной критики. Тем не менее, положение той или иной страны в различных рейтингах влияет на процесс принятия решений на государственном уровне и служит индикатором эффективности работы органов государственной власти. Чаще принято обращаться к рейтингу Doing business Всемирного банка, несмотря на периодическую критику его методологии.  В мае 2012 г. Президент России подписал указ о необходимости принятия мер для продвижения России в этом рейтинге до 20 места к 2018 году. Согласно последнему исследованию, Россия занимает в нем только 92-е место среди 189 стран.

Что же касается национальных методов оценки, то в настоящее время в России нет полноценного инструмента, позволяющего оценить состояние конкуренции. Эксперты продолжают спорить. Большинство предлагаемых методов оценки представляются неоправданно дорогими и вызывающими сомнения в достоверности. Наиболее подходящим вариантом представляется использование смешанных подходов. При таком подходе показатели, которые будут собираться в рамках реализации регионального стандарта развития конкуренции, могут быть интегрированы в единую систему оценки конкуренции в субъектах Российской Федерации, над которой в настоящее время работает ФАС России.

Параллельно, по мнению экспертов, необходимо формирование Росстатом репрезентативных выборок и проведение опроса предприятий о состоянии конкурентной среды по всем сферам экономической деятельности. В настоящее время Росстат дважды в год проводит опрос предприятий сектора «Строительство» во всех регионах по 5 вопросам, характеризующим конкуренцию. Распространение этого подхода на другие сферы экономической деятельности предоставило бы дополнительную возможность для анализа и последующего принятия более взвешенных государственных решений как в отраслевом, так и в региональном разрезе.

Подробнее о проблеме – в Бюллетене о развитии конкуренции №5.