Аккредитация образовательной деятельности нуждается в совершенствовании

15 октября 2019

«Целью государственной аккредитации образовательной деятельности в России является подтверждение соответствия стандартам образовательной деятельности через контроль минимального – «порогового» уровня качества», - заявила эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева на экспертном совещании в АЦ «Анализ отечественных и международных систем государственной аккредитации образовательной деятельности - возможные механизмы совершенствования».

При этом, по словам эксперта, принятие решения по гарантии качества остается за государственным органом управления через механизмы лицензирования, государственной аккредитации, государственного контроля качества, государственного надзора за соблюдением законодательства в сфере образования, мониторинга системы образования.

Налицо рост числа контрольно-надзорных процедур, дублирование функций, сохранение бюрократического давления. Вместе с тем количественные показатели оценки в основном связаны с условиями реализации образовательных программ, критерии качества подготовки обучающихся остаются вне зоны внимания проверяющих органов, нет реального учета других достижений (вхождение в рейтинги, международная аккредитация и сертификация программ, профессионально-общественная аккредитация и пр.).

Учитывая международный опыт и тенденции развития аккредитационных систем, важно отметить, что в рамках возможных механизмов совершенствования фокус должен быть на повышение качества, а не соблюдение требований, снижение бюрократической нагрузки на образовательные организации и увеличение эффективности, интеграцию государственного, профессионального и общественного участия. Не столько выявление нарушений и наказание за них, сколько определение стимулов для развития и рекомендации по улучшению образовательных систем.

Спектр рассмотренных экспертами на совещании вопросов широк - от особенностей государственной аккредитации в системе российского образования, международных трендов развития государственной аккредитации в сфере образования до возможных направлений совершенствования государственной аккредитации.