«Повторяющиеся» участники закупок: положительная и отрицательная практика

1 августа 2019

Являются ли «повторяющиеся» участники закупок признаком недобросовестной процедуры? Нужно ли предотвращать подобную практику? Как сократить количество сговоров на закупках? Ответы на эти вопросы искали участники круглого стола «Механизмы выявления «повторяющихся» участников на закупках в рамках 223-ФЗ, 44-ФЗ», который прошел в Аналитическом центре.

Открывая дискуссию, начальник Управления корпоративных реформ и закупок Аналитического центра Павел Тихомиров пояснил, что термина «повторяющийся» участник не существует. Это понятие используют контрольные и правоохранительные органы при обвинении заказчиков в недобросовестном поведении при заключении контрактов с одним и тем же поставщиком. «Считается, что подобная практика ведет к коррупционным рискам и снижает экономию на закупках», - пояснил он.

Однако эксперты отметили, что в некоторых случаях участие одного и того же поставщика во многих закупках может быть оправдано объективными причинами. Чаще всего они связаны с монопольностью рынка, специфичностью поставки и территориальными особенностями. Наиболее «рискованными» сферами участники дискуссии назвали здравоохранение, дорожное строительство и недвижимость. На них выделяется серьезное финансирование, в том числе в рамках нацпроектов, но именно там наличие «повторяющегося» поставщика может быть обосновано. Например, если речь идет о медикаментах или использовании уникальных НИОКРов. К тому же, заказчик может быть заинтересован в работе с проверенным поставщиком, который предоставляет оптимальные условия.

Поэтому, по мнению экспертного сообщества, необходимо рассматривать проблему комплексно и обращать внимание на то, как прошли торги и исполняются условия договора. «Сговор на торгах часто происходит вместе с заказчиком, - сообщил начальник Юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России Денис Стуканов. - Особенно если это типовая продукция и высококонкурентный рынок. Нужно оценивать количество отклоненных заявок. Если 22 были отклонены, а 2 приняты, возможно, это было неправомерно».

Павел Тихомиров добавил, что сейчас Аналитический центр разрабатывает рейтинг, задача которого выявлять наличие «повторяющихся» участников. «Этот механизм нужен для того, чтобы заказчик видел свои риски и предотвращал ситуации, когда к нему могут прийти с проверкой, - пояснил Тихомиров. – В результате заказчик сможет сэкономить средства и не допустить нарушений».