Вопросы финансирования остаются ключевыми в реализации проектов КПМИ

17 июля 2019

«Проект, претендующий на включение в КПМИ и получение финансирования, должен, в первую очередь, соответствовать базовым требованиям, - напомнил руководитель Аналитического центра Владислав Онищенко, выступая на конференции «Приоритетные проекты развития транспортной инфраструктуры». - Методика отбора опубликована, и все заинтересованные стороны имеют возможность с ней ознакомиться».

С осени прошлого года, то есть с момента, когда КПМИ был утвержден, на рассмотрение было подано порядка 300 проектов с совокупным объемом заявленного внебюджетного финансирования около 5 триллионов рублей. Из них только около 30 проектов были признаны соответствующими требованиям и вошли в План.

«Среди них есть проекты, практически не имеющие новых дополнительных инициатив: СМП, проекты по перегрузке на Камчатке и в Мурманске, СШХ-2, и проекты, где постоянно что-то приходит: например, регионы присылают множество проектов, связанных с аэропортами или дорогами. Они не новые, и когда происходит уточнение данных, то зачастую возникает потребность в дополнительном финансировании относительно изначально заявленного объема», - рассказал Онищенко.

Возникает вопрос, который до конца пока не решен, а именно - если гарантии федерального бюджета по инвестициям более или менее понятны и можно говорить о том, что обязательства приняты и будут выполнены, то как быть с внебюджетным финансированием, которое в некоторых проектах заявлено в достаточно большом объеме? «До конца методологически не понятно, как подтвердить гарантии, - признался Онищенко. – Ведь очевидно, что если рыночная ситуация изменится, то инвестор может не вложить деньги в проект или изменить объем финансирования. А проект сложится только в том случае, если в нем будут присутствовать обе части – и государственная, и частная».

Среди существующих проблем Онищенко также назвал вопросы структурирования и сроков. «Если мы хотим успеть до 2024 года, то структурирование проектов должно происходить быстрее, - заявил он. – К тому если проекты готовятся долго, то это приводит к проблемам с ценообразованием, появлением новых вводных, потребностями в дополнительном финансировании».

Помимо этого, по мнению эксперта, к реализации национальных проектов нужно относиться как к комплексной задаче. «К 2024 году необходимо обеспечить методологический переход на цифровые технологии в проектировании и сопровождении всего цикла строительства и эксплуатации объекта, от его проектирования до завершения эксплуатации, - напомнил Онищенко. – По-хорошему, времени на это требуется достаточно много, поскольку это сложный процесс перехода. Отрасли транспорта и строительства на цифровые технологии пока не перешли, и это переход надо встроить в текущие процессы, чтобы к 2024 году совершить прорыв».

Немаловажным остается вопрос мониторинга реализации проектов. Традиционный способ контроля при помощи периодической отправки отчетов, по мнению Онищенко, работает не очень хорошо, потому что отчеты не всегда отражают действительность, да и времени на их подготовку уходит слишком много. «В ближайшее время нужно будет решить задачу с тем, каким образом заказчикам и подрядчикам наладить оперативный информационный обмен», - считает эксперт.

Читайте также:

12.07.2019 - КПМИ станет основой развития транспортной отрасли на ближайшие 6 лет

03.06.2019 - Эксперт рассказала, какие показатели важны при ранжировании проектов КПМИ