Развитие аналитических сервисов поможет российским экспортерам

15 июля 2019

«Указом президента перед нами поставлены очень амбициозные цели по достижению к 2024 году объемов несырьевого неэнергетического экспорта в 250 млрд долларов в год, экспорта услуг – в 100 млрд долларов», - заявила начальник Управления внешнеэкономической деятельности Аналитического центра Ксения Банникова.

Она добавила, что один из инструментов содействия развитию экспорта – предоставление аналитической поддержки российским экспортерам»,

Аналитика нужна экспортерам прежде всего на начальных этапах жизненного цикла, отметил директор по экспортной политике и анализу Российского экспортного центра Михаил Снег. «Мы подразумеваем под аналитикой анализ данных, связанных с мировой торговлей, экспортом, барьерами внешних рынков, определением перспектив сбыта в определенные страны, стратегией выхода на рынок и рядом смежных вопросов – поиском партнеров, оптимизацией логистики», - пояснил эксперт.

По мнению участников круглого стола, аналитика сильно влияет на стратегию развития бизнеса и без нее крайне сложно выйти на международный уровень. Сегодня подобные услуги, как платно, так и бесплатно, оказывают крупные коммерческие компании, государственные организации и узкопрофильные специалисты. Однако бизнес редко обращается за помощью.

Так, по словам директора по развитию ООО «Европак» Александра Литвинова, российские экспортеры имеют право на субсидию на транспортировку продукции АПК, но часто эта мера поддержки остается невостребованной. «Производитель продукции может получить субсидию до 80-100 тысяч рублей, но многие крупнейшие экспортеры боятся взаимодействовать с государственными органами для ее получения. Есть опасения, что это сложно, что не выплатят или выплатят частично, - отметил Литвинов. - Поэтому надо вести информационную работу для того, чтобы экспортеры знали возможности по оптимизации логистики».

Кроме того, по мнению экспертов, бизнес нуждается в ряде услуг, которые сервисные центры пока не предоставляют. В частности, речь идет об автоматизированном поиске тендеров и анализе конкурентоспособности продукта на рынке с точки зрения себестоимости и качества. Эта работа будет востребована и отраслевыми департаментами министерств, и экспортерам, отметили участники круглого стола. Полезным может оказаться и единый логистический калькулятор, который будет анализировать условия транспортировки у разных компаний.

Поддержка экспортеров должна вестись централизованно на уровне регионов, добавил директор ассоциации «Содействие развитию ВЭД» Александр Мякота. Для этого, по его мнению, нужно разрабатывать экспортные стратегии регионов. В документе должны быть указаны региональные товары с наибольшим экспортным потенциалом, определены ресурсы для продвижения конкурентоспособных продуктов, приоритетные рынки сбыта, возможные барьеры, а также сформирована база региональных экспортеров.