Эксперты изучили конкуренцию на рынке предварительно установленных приложений

11 июля 2019

Эксперты Аналитического центра подготовили новый бюллетень о развитии конкуренции в России, в котором рассмотрели условия для развития конкуренции на рынках мобильных приложений и возможного государственного вмешательства.

Необходимость оценить влияние предустановки на состояние конкуренции на рынках ПО стала очевидна после волны дел против крупнейших компаний-владельцев операционных систем, таких как Microsoft и Google, по вопросу злоупотребления ими своим доминирующим положением, пишут эксперты. Злоупотребления, в частности, выражались в установлении ограничивающих условий по предустановке ПО на устройства на базе соответствующих операционных систем.

Авторы бюллетеня отмечают, что опыт рассмотрения аналогичных дел в нашей стране послужил основой для разработки ФАС России Концепции изменения федерального законодательства в части установления требований по предустановке отечественных мобильных приложений на абонентские устройства, реализуемые на территории России. Концепция предусматривает предустановку определенного перечня классов приложений, в том числе программ геопозиционирования, социальных сетей, мессенджеров, а также антивирусных и поисковых программ. 

В целом эксперты делают вывод, что эффективность предварительной установки мобильных приложений на устройства в качестве канала продвижения обуславливается главным образом склонностью потребителей использовать ПО, установленное «по умолчанию». При этом предустановка не всегда ограничивает конкуренцию, а само по себе использование канала предустановки не является нарушением антимонопольного законодательства. Так как потребителям при покупке выгодно наличие на устройстве предварительно загруженных приложений. Кроме того, у конечных пользователей сохраняется возможность как изменять начальные настройки, отключать или удалять предустановленные приложения, так и устанавливать иные приложения.

Эффективность предустановки, а также ее положительное или отрицательное влияние на конкуренцию и благосостояние потребителей зависит от того, каковы издержки потребителей при переходе на конкурирующие приложения или использование одновременно нескольких аналогичных приложений различных производителей, резюмируют авторы исследования.

Подробнее – в бюллетене «Предустановка мобильных приложений: вопросы конкуренции».

С другими бюллетенями о развитии конкуренции можно ознакомиться здесь.