Эксперт: Антимонопольный комплаенс должен стать обязательным элементом оргструктуры предприятия

1 июля 2019

«Наличие системы антимонопольного комплаенса должно рассматриваться корпоративными заказчиками как такой же обязательный элемент оргструктуры, как бухгалтерия или служба кадров», - заявил начальник Управления корпоративных реформ и закупок Аналитического центра Павел Тихомиров в ходе круглого стола «Развитие антимонопольного комплаенса в государственном корпоративном секторе».

Он уточнил, что сегодня антимонопольный комплаенс активно внедряют представители корпоративного сектора, причем чаще всего это предприятия с иностранным участием. «Те инструменты, практики и подходы, которые представители крупного корпоративного сектора экономики применяют для антимонопольного комплаенса, сильно пересекаются с практикам и инструментам внутреннего контроля, - уточнил Тихомиров. - И в этом я вижу проблему во внедрении комплаенса в государственный коропоративный сектор. Пока госкорпорации и компании с госучастием не принимают комплаенс как рабочий инструмент».

При этом, по мнению эксперта, комплаенс должен рассматриваться компанией как система предупреждения нарушений. «Это превентивный контроль, который существует пока не совершены юридически значимые действия и нет нарушений», - пояснил Тихомиров. Он добавил, что антимонопольный комплаенс должен основываться на принципах свободной и честной конкуренции, соблюдения требований законодательства, отсутствия исключений, осмотрительности, личной ответственности сотрудников и неотвратимости наказаний. А его миссия внутри организации – формирование среди сотрудников атмосферы неприятия нарушений.

Экспертное сообщество работает над созданием стандарта системы антимонопольного комплаенса, добавила заместитель директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ Наталья Павлова. Он должен обеспечить единообразное понимание антимонопольного комплаенса участниками рынка и снизить издержки при его внедрении. «Стандарт носит рекомендательный характер и может сочетаться с другими лучшими практиками, которые уже есть у предприятия», - отметила Павлова.

Участники круглого стола добавили, что для успешного применения атимонопольного комплаенса компании должны разработать собственную карту рисков, а также максимально автоматизировать процессы.