Приватность и кибербезопасность названы главными запросами граждан и бизнеса

6 мая 2019

Социологи отнесли обеспечение приватности и информационной безопасности для бизнеса и граждан к главным социологическим трендам в цифровой среде. Такое мнение они выразили в ходе круглого стола «Люди и цифра: в поисках синергии», который прошел на площадке Аналитического центра в конце апреля.

В рамках мероприятия эксперты постарались ответить на вопрос о том, как в обществе реагируют на цифровизацию различных сфер жизни.

«Представители государственной сферы заинтересованы в получении обратной связи от населения. Данные социологов могли бы быть учтены при реализации национальной программы «Цифровая экономика». Важно донести их до людей и получить обратную связь, понять, как люди реагируют и адаптируются к новым возможностям и рискам», – считает первый заместитель руководителя Аналитического центра Глеб Покатович.

Во ВЦИОМе обратили внимание на то, что за 10 лет изменилось отношение граждан к интернет пространству: пользователи стали задумываться о том, что пишут, опасаться мнения начальства, кражи персональной информации и мошенничества в цифровом пространстве. По данным социологов, главные цифровые опасения связаны с кражей персональных данных и денег с электронных карт.

Как отметил директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин, сформирован тренд, связанный с запросом граждан на обеспечение информационной безопасности. Его слова иллюстрируют данные опросов, согласно которым 56% россиян считают, что сейчас надо уделять больше внимания повышению информационной безопасности России (в том числе за счет создания собственного интернет-пространства), 43% – что действующие в России законы, призванные обеспечить информационную безопасность, недостаточны и не поспевают за скоростью развития интернет-среды и появлением новых технологий.

«В период с 2000 по 2018 годы у россиян также снизились позитивные ожидания от развития интернета. Доля россиян, считающих, что угроз от интернета стало больше с 2000 года сначала падала – с 36% до 24%, а после 2013 года стала расти. Сегодня она превысила первоначальную планку, достигнув 39%. Тренд – это рост рисков и опасений, связанных с развитием интернета, меньше позитивных ожиданий», – добавил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.

Параллельно с этим во ВЦИОМе констатируют, что с 2008 по 2019 годы заметно увеличилась доля россиян, которые готовы проголосовать на выборах через интернет – с 36 до 48%.

В ГфК-Русь подтвердили озвученный ВЦИОМом тренд на кибербезопасность. Социологи отмечают, что данные вопросы стали беспокоить не только молодежь, но и представителей старшего поколения.

Директор по работе с клиентами Digital Adhoc ГфК-Русь Петр Залесский озвучил данные бизнес-опроса руководителей обрабатывающей промышленности, проведенного с ВШЭ в 2018 году. «Большинство бизнесменов связывают с цифровыми технологиями наличие электронной цифровой подписи (69%), промышленного интернета (34%), облачных сервисов (29%), систем автоматизированного проектирования (27%)», – рассказал он.

Доцент Департамента социологии НИУ ВШЭ Ольга Логунова добавила к этому, что бизнес в цифровизации видит не только возможности, но и риски: несоответствие соотношения затрат и выгод (35%), кадровые вопросы (34%), безопасность (33%), стоимостные или финансовые риски (31%). «Опрос касается внедрения технологии искусственного интеллекта, а не других цифровых технологий», – уточнила Логунова.

По ее словам, в то же время 58% опрошенных российских специалистов и экспертов в области искусственного интеллекта считают, что оптимизация бизнес-процессов является основным преимуществом использования технологий ИИ для бизнеса.

Еще несколько социологических трендов выдели руководитель исследовательской группы «ЦИРКОН» Игорь Задорин и ректор Института цифровой экономики Руслан Макаров. Среди них – потеря индивидуальности мыслительных процессов и приватности.

Задорин считает, что вопросы защиты информации граждан могут быть решены либо через создание новых инструментов регулирования, либо путем пересмотра отношения к понятию приватности – то есть полного отказа населения и государства от владения не только своими данными, но собственностью как таковой.

Макаров же констатировал, что сегодня все так или иначе являются участниками цифрового пространства. «На этом строятся экономические модели, ИИ обсчитывает поведение клиентов. При помощи цифровых технологий уже сложилась реальность не экономики потребления, а экономики производства для потребителя ровно того количества и качества, которое он запрашивает. Мы сторонники того, что это необходимо. Чтобы мир не перенасыщался товарами, а было произведено столько, сколько нужно, чтобы не наносился урон экологии», – пояснил он.

Подвел итоги круглого стола заместитель руководителя Проектного офиса по реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Аналитического центра Сергей Лещенко. «При внедрении цифровых технологий мы не должны забывать, что также существует социальная ответственность. Технологии должны быть безопасными, удобными, понятными. За счет появления технологий мы не должны отсекать от жизни отдельные слои населения, полностью исключать их из жизни. Наоборот, мы должны внедрять технологии таким образом, чтобы участие в экономических вопросах было более доступным для всех категорий граждан», – заключил он.