Эксперты обсудили изменения в правилах пассажирских перевозок

30 апреля 2019

С 1 июля 2019 года в России должны вступить в силу изменения в федеральный закон №54-ФЗ, касающиеся оплаты проезда в общественном транспорте. Как нововведения отразятся на работе перевозчиков, эксперты обсудили на круглом столе в Аналитическом центре.

«Изменения в №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» требует обязательно использовать контрольно-кассовую технику при продаже билетов в общественном транспорте. Предполагается, что такая мера позволит вывести из тени транспортный сектор. Законопроект прошел первые чтения, но нам необходимо оценить возможные риски и найти способ, как их минимизировать», - пояснила начальник Управления правовой экспертизы Аналитического центра Марина Лабозина.

По новым нормам, перевозчик обязан использовать терминал для безналичной оплаты либо выдавать пассажиру бумажный кассовый чек в момент расчета. При этом касса должна находиться на борту транспортного средства. Участники круглого стола отметили, что в ряде регионов применяются различные способы оплаты проезда, в том числе и безналичный, однако включение подобных требований в федеральный закон может дать негативный эффект. По мнению перевозчиков, сегодня ни один кассовый аппарат, предлагаемый разработчиками, не отвечает специфике работы маршрутного транспорта. Так, представители Краснодарского края опасаются, что использование предложенного фискального оборудования значительно увеличит время на оплату проезда и продолжительность поездки. Это приведет к пробкам и росту чиста ДТП. Перевозчики Новосибирской области заявили, что данная техника может плохо работать при сильных морозах. Это также создаст проблемы для всех участников дорожного движения. В Санкт-Петербурге говорят, что из-за специфики города на определенных участках дороги нет устойчивой мобильной связи, а значит использовать там портативные терминалы будет невозможно.

Кроме того, закупка фискального оборудования потребует дополнительных затрат от предпринимателей и снизит рентабельность перевозок, что может негативно отразиться на стоимости проезда.

Перевозчики предлагают отсрочить принятие изменений в закон до момента готовности производителей кассовых аппаратов представить эффективное решение с учетом специфики каждого региона. Такую позицию поддерживают и региональные власти, которые опасаются, что изменения в законе ограничат возможности контролировать пассажирские перевозки и снизят качество услуг.

«Ввиду специфики транспортной отрасли, предлагаем установить переходный период, когда регионы смогут апробировать технические решения с учетом скорости обслуживания пассажиров и удобства кассовых аппаратов. Также хотелось бы, чтобы законодатель установил требования к системам, так как в большинстве регионов они уже реализованы в разном виде и на их установку уже затрачены большие деньги», - отметил заместитель министра транспорта Московской области Святослав Иванов.

Также эксперты считают, что на время «льготного» периода не следует применять регуляторные меры к перевозчикам.