Контракт жизненного цикла в дорожном хозяйстве – это новый инструмент бюджетного планирования

24 апреля 2019

Контракт жизненного цикла в сфере дорожного хозяйства – это новый инструмент экономического бюджетного планирования, который должен дать инновационный рывок не только транспортной отрасли, но и промышленности. Об этом говорили эксперты на круглом столе «Барьеры расширения практики применения КЖЦ при реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Аналитическом центре.

Открывая дискуссию, начальник Департамента экономики и развития транспорта Аналитического центра Татьяна Горовая сообщила, что КЖЦ - относительно новый механизм развития дорожной сети, предусмотренный национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Однако из-за несовершенства нормативной базы при применении данного механизма регионы сталкиваются с рядом проблем.

Так, по словам заместителя начальника Экспертно-аналитического управления ФАУ «РОСДОРНИИ» Артема Ермолова, в рамках паспорта нацпроекта возможности КЖЦ ограничены и касаются только капремонта, ремонта и содержания дорог, а регионы хотели бы использовать данный механизм в других видах дорожных работ. Территориальные органы ФАС и Минфина пока не сформулировали единую позицию по нормам заключения данных контрактов. Кроме того, подрядчики не могут получить банковские гарантии на проекты, рассчитанные более чем на 3 года.

По мнению заместителя директора Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Сергея Икрянникова, для реализации долгосрочных проектов банки могут предоставлять подрядчикам гарантии на выполнение каждого из этапов работы. «Но материалы, интеллектуальные разработки и капитализация должны быть отечественными. Добавленная стоимость должна оставаться в России», - добавил Икрянников.

Существующие сложности с применением контрактов жизненного цикла – временное явление, которое связано с апробированием нового механизма, пояснил начальник отдела автомобильных дорог Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Олег Ступников. «Сейчас проходит первый этап применения КЖЦ в рамках существующей нормативной базы. В помощь регионам утверждены методологические материалы, а все возникающие проблемы прорабатываются в министерстве. Второй этап внедрения контрактов предполагает серьезное изменение нормативно-правового регулирования», - сообщил Ступников.

По мнению участников круглого стола, в дальнейшем контракты жизненного цикла должны заключаться на длительный период и охватывать все виды работ с инфраструктурными объектами от строительства дорог, до обслуживания и дальнейшей реконструкции. Такой механизм позволит решить проблему с качеством дорог, считают эксперты.