Неплатежи: как разрубить гордиев узел?

18 апреля 2014

«Проблема неплатежей за тепло- и электроэнергию носит системный характер – общая задолженность достигла критической суммы в более чем полтриллиона рублей», - сообщил член Совета Федерации ФС РФ Виктор Рогоцкий, выступая на организованном Аналитическим центром круглом столе «Способы укрепления платежной дисциплины среди потребителей электроэнергии».

Открывая круглый стол, первый заместитель руководителя Аналитического центра Владислав Онищенко отметил, что российское правительство понимает, что в ряде случаев надо проводить оптимизацию расходов пользователей, и важно «найти инструменты, которые позволили бы методами саморегулирования воздействовать на пользователей энергоресурсов, чтобы вопрос неплатежей ушел в прошлое».

Виктор Рогоцкий прямо обозначил важность проблемы: «Не решив проблему неплатежей, мы не сможем далее развивать экономику». Какие меры используются сейчас? По словам Рогоцкого, это ограничения режима потребления (часто), взимание неустоек (редко) и судебное разбирательство (неэффективно из-за долгих сроков). В качестве новых мер рассматривается возможность включения в договор пункта о возможности обнародования персональных данных в случае неплатежей с целью обеспечить общественное порицание. Предлагается напрямую соединить потребителей и ресурсоснабжающие компании, а также использовать механизм специального счета. Такой счет открывается управляющей компанией, на него поступают платежи населения, и использовать с него средства можно только целевым образом – на оплату энергоресурсов.

Начальник отдела развития нормативной базы Министерства энергетики РФ Андрей Максимов сообщил, что каждый год задолженность на розничном рынке увеличивается примерно на 30 млрд рублей, и рассказал о подходах, реализованных Минэнерго в предложениях по внесению изменений в законодательство. «Это  мотивация к своевременной оплате через экономику (скидки, неустойки и др.), введение  механизма финансовых гарантий оплаты, в первую очередь для так называемых «неотключаемых потребителей», а также сокращение возможностей передачи объектов жизнеобеспечения потребителей в аренду недобросовестным структурам», - сказал Максимов. Он обозначил еще ряд предложений, вплоть до введения уголовной ответственности за самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям.

Говоря о природе неплатежей «неотключаемых потребителей», заместитель генерального директора ОАО «ЭСК РусГидро» Бислан Гайрабеков отметил высокий уровень износа основных фондов, установление заведомо низких тарифов и отсутствие инвестиционных программ, позволяющих провести переоснащение, а также передачу коммунальных предприятий в управление выигравшим конкурс некомпетентным организациям. Природа неплатежей исполнителей коммунальных услуг (ИКУ) иная – это высокий уровень коммунальных платежей. Не секрет, что ИКУ являются посредником – и не самым эффективным – между потребителями и энергосбытовыми компаниями, и не так уж редки случаи намеренного «увода» денежных средств с последующим банкротством ИКУ и созданием новой управляющей компании.

Эксперты обсудили также предложения по совершенствованию законодательства и проект Федерального закона об укреплении платежной дисциплины.

Программа      Список участников

Предложения экспертов