Опубликован обзор рынка алкоголя и табачной продукции за 2018 год

11 апреля 2019

Водка, пиво, вино и сигареты, их производство и статистика продаж – эксперты Аналитического центра подготовили обзор состояния рынков алкоголя и табачной продукции по итогам 2018 года.

Как следует из материала, в 2018 году в России наблюдался рост розничных продаж по большинству категорий алкогольной продукции. Исключением стали напитки невысокой крепости: в частности, объем розничных продаж винных напитков с добавлением этилового спирта снизился на 18,7% по сравнению с показателями 2017 года, пива ‑ на 2,2%, сидра, пуаре и медовухи ‑ на 41,5%.

«Изменения в структуре розничных продаж связаны с продолжающимся усилением контроля за соответствием состава продукции и ее маркировкой со стороны надзорных и таможенных органов, - отмечает эксперт Аналитического центра Анастасия Сысоева. - Например, часть алкогольной продукции, ранее определяемой как «винные напитки с добавлением спирта», стала классифицироваться как «слабоалкогольные коктейли», продажи которых за аналогичный период выросли на 13,4%.

Аналогичная ситуация наблюдалась в сегменте сидров, пуаре и медовухи: снижение продаж в категории «сброженных напитков» сопровождалось ростом в сегментах «фруктовых вин» (+39,5%) и «винных напитков без этилового спирта» (+3,6%). «До повышения акцизов на сидр в 2017 году (с 9 до 21 руб. за 1 л продукции) большинство российских производителей и импортеров классифицировали свою продукцию как сидры, несмотря на то, что состав напитков не соответствовал критериям российских ГОСТов, и фактически такая продукция являлась игристыми фруктовыми винами, винными напитками или слабоалкогольными коктейлями, акциз на которые был выше», - уточнила Сысоева.

В 2018 году в России наблюдался рост розничных продаж по большинству категорий алкогольной продукции

По данным ЕГАИС, сокращение розничных продаж пива было практически полностью компенсировано ростом в сегменте пивных напитков (+19,9%), так что в целом показатели сегмента сократились только на 0,2%. Стоит отметить, что во время проведения Чемпионата мира по футболу структура каналов продаж пива изменилась за счет увеличения доли сегмента HORECA, при этом в системе ЕГАИС данные о продажах алкоголя в заведениях общественного питания не учитываются. Однако рост оптовых продаж и импорта косвенно свидетельствует о том, что совокупный объем продаж продукции пивоварения в 2018 году как минимум не уменьшился, считают эксперты.

В то же время фиксируемый рост продаж спиртных напитков (в частности, водки на 7,1%, коньяка на 12,1% и других) может свидетельствовать об обратной тенденции, а именно — об отказе от потребления крепкого алкоголя в ресторанах в пользу домашнего потребления с целью экономии.

Что касается табака, то по итогам 2018 года в России резко вырос импорт промышленного табака и его заменителей в натуральном выражении – на 40,3%.

Эксперты отмечают, что средний ежегодный объем ввоза промышленного табака в период 2012-2015 и 2017 годов составлял около 8 тысяч тонн. В 2016 и 2018 годах были зафиксированы всплески поставок этой продукции на российский рынок до 10,8 и 11 тысяч тонн соответственно, которые можно объяснить ожидаемыми изменениями в регулировании табачной отрасли. Таким образом, высокий показатель прироста по итогам 2018 года вызван сокращением импорта в 2017 году. При этом если взять в качестве базисного 2016 год, то объем ввоза увеличился всего на 6,4%.

«В целом для российского рынка в последние годы характерна тенденция увеличения потребления табачной продукции «без табака» ‑ это касается не только фруктовых кальянных смесей, но жидкостей для электронных сигарет, - пояснила Сысоева.- Этому способствуют факторы, связанные с ростом конкуренции в HORECA и сохранением возможности курения продукции без содержания табака в общественных местах – ресторанах, кальянных, а также позиционирование такой продукции как более легкой и безвредной для здоровья курильщика».

В целом для российского рынка в последние годы характерна тенденция увеличения потребления табачной продукции «без табака»

Колебания объемов ввоза кальянных смесей год от года эксперты объясняют несколькими факторами: с одной стороны, это ожидаемые или как минимум декларируемые органами власти ужесточения мер регулирования в табачной индустрии, а с другой, – проведение Чемпионата мира по футболу, которое повлияло на все сегменты индустрии HORECA. Накануне события темпы импорта кальянных смесей резко выросли: в марте-мае 2018 года они превышали аналогичные показатели прошлого года в 2,5-3 раза, подчеркнула Сысоева.

Обзор «Рынки алкоголя и табачной продукции. 2018 год» опубликован на сайте. Источники данных – Росстат и Росалкогольрегулирование.

Фото из открытых источников