Необходимо выработать качественные критерии оценки поставщика на этапе его выбора

9 апреля 2019

«Чтобы добиться лучших результатов, в любой работе нужна мотивация. Такой мотивацией качественного исполнения обязательств для поставщиков служит своевременное получение оплаты по заключенным и выполненным госконтрактам и договорам, - заявил начальник управления корпоративных реформ и закупок Аналитического центра Павел Тихомиров на форуме «Госзаказ 2019». - Однако участие в процедурах закупок основано на несколько другой мотивации - получении заказов в надежде извлечения прибыли как основной цели коммерческой деятельности».

По словам Тихомирова, рейтингование добросовестности поставщика при наличии в качестве бонуса только снижения объема обеспечительных мер не стимулирует его более качественно исполнять контракт для облегчения получения следующих заказов. Это логично, поскольку в данном случае он не получает никакой выгоды при оценке и сопоставлении его заявки с другими участниками.

Имеющийся сейчас в законе 44-ФЗ инструмент – реестр недобросовестных поставщиков (РНП) – создает для попавших в него препятствия в  получении других госзаказов, что является хорошим мотивационным фактором для качественного исполнения контрактов, считает Тихомиров. Однако, по его мнению, анализ практики ведения этого реестра показывает определенную избирательность такого «наказания». В 2018 году, по данным ЕИС, из 1711 случаев включения в РНП около 90% приходилось на закупки и контракты до 10 млн руб. При этом такие закупки составляют всего 25% от всех закупок по 44-ФЗ за 2018 год. Если предположить, что основными участниками закупок до 10 млн руб. являются представители малого и среднего бизнеса, то можно сделать вывод, что РНП работает по большей части в отношении субъектов МСП. 20% всех лиц, включенных в РНП в 2018 году, составляли индивидуальные предприниматели. Получается, что крупный бизнес никак не «страдает» от этого инструмента.

В ЕИС содержатся данные об исполнении обязательств по госконтрактам и о претензионной работе, выставленным штрафам и пеням. Наличие претензионной работы свидетельствует о недостатках при исполнении договорных обязательств, то есть о некачественном их исполнении. В 2018 году объем таких контрактов составил 7,1% от всех заключенных, а сумма НМЦ закупок, по которым внесены данные в РНП, составила 1,35% (в 5 раз меньше) от всех заключенных контрактов. Но данные о претензионной работе никак не учитываются при оценке участника, кроме того, что такие договоры исключаются из его опыта. Системной работы с данными из ЕИС не ведется. Следовательно, наличие претензий при исполнении предыдущих контрактов не мотивирует поставщика более качественно, без нареканий исполнять условия контрактов в будущем для облегчения получения потенциальных заказов, рассказал Тихомиров.

В целях повышения мотивации поставщиков добросовестно исполнять свои обязательства целесообразно использовать имеющиеся в ЕИС исторические факты и данные о претензионной работе для оценки заявки участника в ходе новых закупочных процедур. Наличие таких фактов создают риск, который заказчик будет нести, вступив в контрактные отношения с участником, имеющим в прошлом претензии к его работе от госзаказчиков. Необходимо предусмотреть такие критерии оценки и сопоставления заявок, которые бы позволяли оценивать и снижать этот риск на этапе определения поставщика, а не на этапе исполнения контракта.

Фото из открытых источников