Северный морской путь – это не просто пунктир на карте

17 апреля 2014

«Северный морской путь – это не просто пунктир на карте, это люди и инфраструктура», - заявил руководитель Дирекции экономики транспорта Аналитического центра Леонид Азимов, открывая дискуссию «Северный морской путь и его значение для развития нефтегазовых проектов в Арктике».

В рамках конференции «Нефть и газ российской Арктики» основные пользователи Сверенного морского пути – нефтяники и газовики – обсудили проект СМП и его роль в развитии энергетических проектов. Эксперты рассмотрели 3 вопроса, тесно связанных с освоением СМП: варианты транспортировки энергоресурсов (морем или по трубопроводам), направление поставок (на запад или на восток), а также поддержку со стороны атомного флота.

Основа решения о способах транспортировки – экономическая целесообразность, полагают эксперты. Анализ экономической составляющей определяет морскую транспортировку как приоритетную, она выгоднее по срокам и дает возможность сократить экологические риски. К тому же, российский атомный флот обладает достаточным числом судов необходимого ледового  класса, способных осуществлять проводку.

Однако для того, чтобы сделать окончательный выбор, нужно иметь определенный набор критериев, которые делали бы его однозначным. Географически основным направлением транспортировки остается запад. Но энергетики полагают, что при наличии необходимой инфраструктуры можно работать и на восточном направлении, тем более если учитывать имеющиеся сценарии снижения экспорта энергоресурсов в Европу. На востоке высокий интерес к арктическим ресурсам проявляют страны Северо-Восточной Азии – Китай, Корея и Япония. Однако вопрос о стоимости для них арктических энергоресурсов пока не решен.

Что же касается использования атомного флота, то он необходим не только для транспортировки уже добытых энергоресурсов. Представитель ООО «Газпромнефть Сахалин» Алексей Фадеев полагает, что роль морского транспорта в доставке материалов и оборудования также весьма высока. «Нефтегазовый комплекс будет опираться на атомный флот уже при разработке месторождений, особенно в труднодоступных районах Арктики, при организации доставки материалов, оборудования и даже персонала», – полагает эксперт.  

В целом, проект СМП будет развиваться, если на него будет спрос. «Северный морской путь не может существовать, если нет проектов, для реализации которых он нужен», - уверен заместитель генерального директора ФГУП Атомфлот Станислав Головинский.