Перспективы Восточного полигона тесно связаны с развитием угольной отрасли

26 марта 2019

«Развитие Восточного полигона является одной из ключевых предпосылок развития экспорта российского угля», - заявил руководитель исследований Управления по ТЭК Аналитического центра Александр Курдин, открывая круглый стол «Механизмы ответственности за обеспечение загрузки создаваемых мощностей Восточного полигона».

Рост поставок российского угля на экспорт продолжается как по атлантическому, так и особенно и по восточному направлению, отметил директор Департамента угольной и торфяной промышленности Минэнерго России Сергей Мочальников. Это обусловлено высоким спросом на уголь в развивающихся странах – Китае, Индии, Индонезии, странах Ближнего Востока. И эксперты делают оптимистичный прогноз в отношении Восточного полигона.

При этом от объемов экспорта угля во многом зависит развитие железнодорожных мощностей, отметила начальник управления по ТЭК Аналитического центра Виктория Гимади. «Мы рассмотрели ряд сценариев, которые показали, что при изменении тех или иных макропараметров - будь то цена, курс доллара или инфляция издержек - экспорт угля также может меняться и отклонения могут быть достаточно значительными», - отметила эксперт. По ее словам, в Отраслевой раздел плана действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в ВВП включен для рассмотрения ряд мероприятий, которые должны нивелировать риски строительства железнодорожной инфраструктуры. В том числе предусмотрено рассмотрение механизма ship–or–pay, в соответствии с которым компании будут подвергаться штрафам за невыполнение плана по транспортировке.

Однако такой контракт не будет выгоден грузоотправителям, в то время как владелец инфраструктуры получит гарантированный доход, считает Курдин. Инвестиционный тариф, по его мнению, также может быть небезупречен с точки зрения защиты конкуренции.

Заместитель генерального директора АО «СУЭК» Денис Илатовский указал на сложность применения инвестиционного тарифа к конкретному направлению или грузу, так как их редко можно однозначно сформулировать. Он подчеркнул, что угольные компании берут на себя риски путем инвестиций в свою добычу, в вагоны и в порт.

Участники дискуссии согласились, что механизм, распределяющий ответственность между государством, железной дорогой и угольными компаниями, необходим, и основная задача – максимально сблизить позиции всех сторон.