Минэкономразвития и регионы обсудили применение информационных технологий для оказания государственных и муниципальных услуг

15 апреля 2014

Руководитель Дирекции по информационным технологиям Аналитического центра Алексей Хромов принял участие в координационном совещании по реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в субъектах Российской Федерации Центрального Федерального округа, которое состоялось в Калуге 11 апреля с.г.

Участники совещания, среди которых были губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Николай Овсиенко, представители Минэкономразвития России и регионов, обсуждали вопросы создания и организации работы многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению в электронном виде, перспективы деятельности Электронного правительства, внедрение института оценки регулирующего воздействия для нормативных правовых документов. В докладах на пленарном заседании были озвучены основные результаты анализа текущего состояния дел по выполнению требований  Указа Президента РФ от 7 мая 2012 № 601 и уточнена постановка задачи регионам по дальнейшей работе по выполнению его требований. В ходе тематических круглых столов эксперты обсудили вопросы оказания государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров, применения информационных технологий в целях улучшения качества оказания государственных и муниципальных услуг и повышения открытости органов государственной власти, а также внедрение в Российской Федерации института оценки регулирующего воздействия.

Довольно острую дискуссию вызвали вопросы эффективности применения информационных технологий  для оказания государственных и муниципальных услуг. Обсуждались методы оценки вклада и качества их предоставления регионами, которую проводит Минэкономразвития. По мнению представителей регионов, озвученные сведения об оснащённости МФЦ, количественные и качественные параметры предоставляемых услуг оказались спорными либо не в полной мере соответствующими текущему состоянию дел, что повлияло, по их мнению, на итоговые оценки.

Оснащение региональных МФЦ средствами автоматизации также вызвало вопросы. Регионы настаивали, что разработанная по государственному заказу и рекомендуемая Минэкономразвития в качестве типового решения АИС МФЦ является слишком сложной для использования. Причём, как уверяли практики, проблемы с ней возникают уже на начальной стадии: процедура установки и настройки является слишком сложной и документирована с прицелом на квалифицированных ИТ-специалистов, которых в региональных органах власти, как правило, нет. Обращения в сторонние организации сопряжены с необходимостью заключения договоров на оказание услуг, стоимость которых варьируется от 5 до 15 миллионов рублей. Но и при работе функционал системы в некоторых случаях не в полной мере соответствует документации, требуются дополнительные консультации. Представитель Минэкономразвития, присутствовавший на совещании, не настаивал на уникальности системы и обязательности ее использования. Он привел примеры альтернативных вариантов, которые аналогичным образом обеспечивают выполнение методических рекомендаций министерства для МФЦ – например, типовое решение «Капелла.МФЦ» или решение Академии Госслужбы.

В развернувшейся дискуссии по данной проблематике Алексей Хромов отметил, что типовые решения в области автоматизации, какими бы хорошими они ни были, требуют адаптации под конкретные потребности каждого регионального органа власти, а также расходов на обучение персонала, сопровождение и техническую поддержку. Эксперт предложил выход из ситуации, сложившейся в регионах с применением типовых решений для автоматизации МФЦ. По его мнению, Минэкономразвития либо уполномоченный им орган (организация, учреждение) могут как заказчики типовых решений организовать через проектный офис централизованный сбор сведений по проблемам, которые возникают у регионов при их использовании. Затем полученные сведения необходимо систематизировать, провести их анализ и обобщение. По результатам должны быть сделаны выводы по требованиям к доработке типового решения, которое сделало бы его более понятным, функциональным и менее сложным в настройке, а значит – более востребованным для практического использования в регионах.  

«В данной ситуации считаю, что Минэкономразвития не должно дистанцироваться от решения тех реальных проблем, которые возникают у регионов при использовании на практике рекомендуемых или отвечающих методическим рекомендациям Минэкономразвития типовых решений по средствам автоматизации МФЦ, – заявил Хромов. – Тем более, что решение этих проблем является основанием для качественной отработки требований Указа Президента РФ от 7 мая 2012 № 601 в части предоставления государственных и муниципальных услуг населению, за которые несут ответственность как региональные, так и федеральные органы власти».