Эксперты обсудили лучшие практики финансирования высшего образования

20 марта 2019

Как финансирование системы высшего образования влияет на кадровый потенциал страны? Зависит ли размер финансирования от отраслевой специфики вуза? И какой зарубежный опыт подходит для российских учебных заведений? Эти вопросы обсудили участники круглого стола «Оценка лучших международных практик финансирования высшего образования» в Аналитическом центре.

Ведущий советник Управления социальной политики Инна Каракчиева напомнила, что наша страна является лидером по доли населения, имеющего высшее и высшее профессиональное образование. Большая доля выпускников школ выбирает именно вузы для продолжения обучения. При этом в системе высшего образования идут непрерывные изменения. «Раньше механизм финансирования вузов имел поддерживающий характер, теперь же он приобрел стимулирующую роль», - пояснила Каракчиева.

«Сегодня активно развивается цифровое образование, и в условиях появления новых образовательных технологий остро встает вопрос об определении стоимости этих услуг. Опыт наших и международных лучших практик должен дать основу для поиска подхода к дальнейшему развитию», - отметила заместитель руководителя Аналитического центра Нелли Найговзина.

В 2017 году механизм финансирования отраслевых вузов России изменился, сообщил директор Департамента экономической политики Минобрнауки России Андрей Зарубин. По его словам, новый механизм построен на единых нормативах, корректирующих коэффициентах и методах и должен обеспечивать прозрачность и предсказуемость образовательных процессов. «Министерство постоянно занимается повышением квалификации финансовых менеджеров вузов, - добавил Зарубин. – Их обучают стратегическому и финансовому планированию, внутреннему аудиту, управленческой политике». Однако из-за специфики некоторых отраслей методика финансирования вузов частично изменилась. Так, по итогам анализа, проведенного совместно с Аналитическим центром, оказалось, что особенностью вузов сферы культуры является индивидуальных подход к каждому студенту. А значит число преподавательского состава в профильных учебных заведениях должно быть вдвое больше, чем в остальных. Вузам, подведомственным Минздраву, Росавиации и Росморречфлоту, требуются дополнительные средства на учебно-демонстрационные модели и организацию практических занятий.

Многие страны используют национальные программы совершенствования (НПС), направленные на улучшение качественных и количественных показателей научной деятельности, продолжил президент организации «Higher Education Strategy Associates» Всемирного банка в Российской Федерации Александр Ашер (Alex Usher). Так, на Тайване финансирование вузов увеличивают на основе прошлых результатов их научной деятельности. Проект привел к росту показателей научной продуктивности в университетах. В Сингапуре общее финансирование науки выросло почти в 9 раз за последние 25 лет, кроме того, заведения, которые выдвигают перспективные идеи для исследований, получают гранты. В результате Национальный университет Сингапура и Наньянский технологический университет довольно быстро поднимаются в мировых рейтингах, а публикации исследований из Сингапура – одни из наиболее цитируемых в мире, рассказал Ашер.

По его словам, анализ программ совершенствования разных стран показал, что многие из них учитывают элементы потенциальных и полученных результатов, а наилучшие результаты наблюдаются в странах с существенным экономическим ростом, масштабным частным сектором и при условии, что руководство учебных заведений ориентировано на результат. Однако национальные программы не гарантируют улучшений научных показателей, в то время как данные улучшения могут происходить и происходят без НПС. Альтернативой такой программы может быть модель финансирования университетов на основе их результативности.