Россияне предпочитают тратить деньги на товары длительного пользования

15 января 2019

В свежем бюллетене о текущих тенденциях российской экономики эксперты Аналитического центра изучили личное потребление россиян и пришли к выводу, что жители нашей страны предпочитают тратить деньги на товары длительного пользования, а не на сферу услуг.

Как пишут авторы исследования, структура личного потребления в России во многом отражает уровень и характер экономического развития страны. Для нее характерна низкая доля услуг по сравнению с развитыми странами. Это связано с неразвитостью предложения и дороговизной услуг, высокой долей государственных услуг и теневого сектора, а также с желанием населения сэкономить на услугах ради покупок товаров. При этом доля расходов россиян на товары длительного пользования, к которым относятся автомобили, стройматериалы, мебель, бытовая техника, электроника, одна из самых высоких в мире. Так, к 2017 году число владельцев цветных телевизоров достигло 99,0%, стиральных машин — 92,1%, микроволновых печей — 78,7%, персональных компьютеров — 75,8%, ноутбуков — 53,9%, а планшетов — 36,8%. Доля семей, владеющих пассажирским автомобилем, в 2017 году выросла до 65,1% после 57,0% в 2013 году и 23,0% в 1992 году.

Эксперты отметили, что характеристики российского неравенства в потреблении сформировались в 1990-х годах в период трансформации экономики страны и приватизации собственности. С тех пор структура распределения доходов существенно не поменялась, несмотря на экономический рост в середине 2000-х годов, последующий кризис 2008–2009 годов и экономический спад в 2015–2016 годах. Особенно интенсивно личное потребление росло в период высоких цен на нефть, с 2005 по 2014 годы, пишут авторы бюллетеня.

Подробнее – в бюллетене о текущих тенденциях российской экономики «Неравенство в потреблении домашних хозяйств».

С другими бюллетенями можно ознакомиться в разделе «Публикации».