Равные образовательные возможности обеспечат рост ВВП

19 декабря 2018

«В майском указе президента поставлены амбициозные задачи – повысить конкурентоспособность страны, в том числе, в рамках образовательного рынка», - отметила ведущий советник Аналитического центра Инна Каракчиева, открывая круглый стол «Образовательное равенство: проблемы, перспективы и решения».

«Мы понимаем, что образовательная стратегия должна обновиться, - сказала эксперт. - Механизмы, которые использовало государство – стандартизация образовательных программ, федеральные стандарты – имели результат, но они практически себя исчерпали».

Изучив вопрос о равенстве образовательных возможностей в России, эксперты Всемирного банка пришли к выводу, что Россия демонстрирует положительные результаты в обеспечении равенства в сфере образования по сравнению с другими странами с аналогичным уровнем экономического развития, а у школьников из наиболее и наименее обеспеченных социальных групп самых низкий «разрыв в уровне достижений». Этому способствовали серьезные меры, которые предпринимаются для улучшения образовательной политики, считает директор и постоянный представитель Всемирного банка в России Андраш Хорваи.

Наличие качественного образования у родителей, их приобщенность к культуре и искусству оказывает положительное влияние на результаты детей. Также позитивно на достижения школьников влияет чувство принадлежности к общей школьной среде, отмечают авторы исследования. По их данным, в некоторых случаях в школах с развитой внеклассной деятельностью результаты учеников оказываются значительно выше, чем от них ожидают, а значение социально-экономического статуса учащихся снижается.

Чтобы войти в ТОП-10 стран по качеству образования, важно повысить уровень наиболее слабых учащихся, уверен старший специалист в области образования, координатор проектов Всемирного банка в России Тигран Шмис. «Россия демонстрирует средние результаты грамотности учащихся в возрасте 15 лет. Чтобы попасть в первую десятку, необходимо улучшить показатели за счет стимулирования отстающих школ. Это принесло бы существенную выгоду экономике. Прирост, по нашим оценкам, составил бы эквивалент 1/3 ВВП в течение примерно 20 лет», - сообщил Шмис.

Кроме того, при работе над новой образовательной стратегией необходимо ориентироваться на формирование компетенций, которые будут востребованы в будущем, подчеркнул эксперт. Речь идет о навыках совместного решения проблем, цифровой компетентности, развитии креативного и гибкого мышления.