Развитие пригородных перевозок будет способствовать экономическому росту

3 декабря 2018

«Новеллы в законодательство в части пригородных перевозок в целом подготовлены, самое время обсудить, какие нужны доработки», – сказала заместитель руководителя Аналитического центра Светлана Ганеева, открывая круглый стол «Современные тенденции и предстоящие изменения в сфере пригородных железнодорожных перевозок».

В развитии пригородных перевозок в стране в этом году наступил переломный момент – начал обновляться подвижной состав в регионах, близок к принятию законопроект о регулировании пассажирских ж/д перевозок. При этом современные комфортабельные электрички и новые удобные сервисы все больше притягивают пассажиров на ж/д транспорт, который должен стать основой для решения транспортных проблем городских агломераций.

Законопроект о регулярных пассажирских перевозках, который находится сейчас на рассмотрении Госдумы, создает необходимые условия для развития пригородных пассажирских компаний (ППК). Рынок ж/д перевозок становится конкурентным, так как он выводится из-под сферы регулирования естественных монополий. Новая модель будет основана на долгосрочном договоре между государством и перевозчиком, который будет заключаться по результатам конкурса на срок 15 лет. Это позволит перевозчику обеспечить стабильные и, главное, предсказуемые условия своей деятельности, привлекать  заемное финансирование для исполнения инвестиционных обязательств по договору. В договоре закрепляются также базовые принципы тарифообразования.

Сегодня федеральное правительство оказывает  значительную помощь регионам и ППК в формировании безубыточной модели и развитии пригородного комплекса. Федеральный бюджет предоставляет порядка 37 млрд руб. в год для субсидирования расходов ППК за пользование инфраструктурой РЖД, а обнуление НДС улучшает их финансовый результат еще на 10 млрд руб. в год. Порядка 1,5 млрд руб. в год направляется на поддержку ППК в приобретении нового подвижного состава. Как ранее отмечал глава Минтранса России Евгений Дитрих, 46 регионов из 66 полностью решили вопросы финансирования пригородных перевозок.

«В 2018 г. РЖД приняли решение о закупке подвижного состава в объеме не менее амортизационных отчислений, - сообщил и.о. директора департамента Минтранса России Александр Федорчук. – Мы начали в этом году обновлять подвижной состав в ряде регионов: Ростовской и Волгоградской областях, Краснодарском и Красноярском краях, Приморье». В итоге в отрасли в этом году будет обновлено 600 вагонов, более половины из которых будет закуплено Центральной ППК. При этом он отметил, что на тех маршрутах, где ходят новые поезда, отчетливо виден рост пассажирооборота.

Важнейшую тему цифровизации на транспорте осветил начальник Управления информационных технологий Аналитического центра Александр Малахов. Он рассказал о 3-м поколении информационных систем на транспорте в сегменте оплаты проезда и возможностях их использования, особо остановившись на мобильных приложениях с широкими возможностями сервисов для пассажиров. «Чем лучше предоставляемый сервис, тем выше пассажиропоток», - уверен Малахов.

Начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Алексей Белянкин подчеркнул, что модель пригородного пассажирского комплекса должна выстраиваться на трех основных вещах: безубыточность, опережающая обновляемость подвижного парка и высокий уровень доходов.

Примером здесь может служить экономическая модель, которую применяет Центральная ППК. Крупнейший пригородный перевозчик в стране самостоятельно обновляет подвижной состав, арендует и ремонтирует инфраструктуру. Сегодня компания имеет 20% поездов в собственности, а в 2019 году планирует закупить еще 37 новых электропоездов (не включая поезда «Иволга» для МЦД). В компании создан ситуационно-аналитический центр, развиваются цифровые технологии и онлайн-сервисы. Перевозчик предоставляет бесплатный Wi-Fi, применяет кобрендинговые проекты по сопутствующим услугам, развивает обратную связь с пассажирами, усиливает техническую безопасность во время поездок, предоставляет поезда разного уровня комфорта и классов обслуживания.

Отдельное внимание эксперты уделили безбилетникам. «Организация борьбы с «зайцами» стоит немалых денег, но не всегда эффективна в экономическом плане, хотя сами безбилетники наносят ущерб экономике железных дорог в размере около 5 млрд руб. в год, - отмечает глава «Союза пассажиров» Кирилл Янков. - Надо усиливать линейный контроль, возвращать административную ответственность за безбилетный проезд». Решить проблему также поможет увеличение числа контролеров и ужесточение пропускной системы.

Говоря о зарубежном опыте, глава Центра независимых  комплексных транспортных  исследования РУТ (МИИТ) Алексей Колин подчеркнул, что российские перевозчики в целом находятся в тех же трендах, что и их коллеги в развитых странах, а в ряде случаев, например, в вопросе соблюдения расписания, зачастую опережают иностранных коллег.

В целом, направления развития отрасли определены, отметили участники дискуссии. Единого подхода в различных частях страны быть не может, но новый законопроект позволит гибко подойти к развитию пригородного ж/д комплекса в различных регионах.

Читайте также:

05.12.2017 - В сфере общественного транспорта идет IT-революция