В ЕС возможно расширение спроса на газомоторное топливо

30 ноября 2018

В странах Европейского союза существуют потенциальные рынки сбыта газа за счет расширения потребления газомоторного топлива в нишевых сегментах, заявила начальник Управления по ТЭК Аналитического центра Виктория Гимади в ходе круглого слова «Влияние регулирования на потребление газа в транспортном секторе на примере стран ЕС».

Эксперты Аналитического центра провели анализ рынка газомоторного топлива в странах ЕС и пришли к выводу, что за последние годы потребление газа там увеличилось на 60%. Рост произошел преимущественно за счет легкового транспорта. Лидерами потребления ГМТ являются Италия и Германия. Этому способствуют меры государственного стимулирования, развитие газозаправочной инфраструктуры и ужесточение экологического законодательства. Прогнозируется, что спрос на газ в транспортном секторе ЕС (включая трубопроводный) до 2040 года будет расти в среднем на 4% в год.

Спрос на газ растет и в секторе судоходства. Основной стимул развития – ужесточение допустимых уровней вредных выбросов на морском транспорте. По данным экспертов, в настоящее время в мире эксплуатируется около 120 морских судов на СПГ, более половины которых находятся в Европе. К 2020 году количество судов на газомоторном топливе в мире может возрасти до 400-500 единиц, что приведет к росту спроса на СПГ для бункеровки до 35 млн тонн в год. Рост потребления ограничивает слаборазвитая инфраструктура и существенные затраты на переоборудование судов.

По словам заместителя начальника Управления по ТЭК Аналитического центра Александра Амирагяна, использование газа с экономической точки зрения выгодно и владельцем большегрузных автомобилей. «Благодаря большим годовым пробегам коммерческих грузовых автомобилей на газе их изначальная премия в цене в большинстве случаев может окупиться в течение 2-5 лет», - пояснил Амирагян.

При этом эксперты отмечают, что приоритеты госэнергополитики в Европе в части альтернативных топлив смещаются в сторону развития электротранспорта. Этот тренд активно поддерживают и потребители. «Несмотря на меньшую экономическую привлекательность, электрокары в Европе покупаются активнее, чем автомобили на ГМТ, - сообщил заведующий отделом использования энергетического комплекса мира и России ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин. - Так, за последние 5 лет количество легковых автомобилей на газу увеличилось на 1 млн, электрических – на 6 млн».

Автоконцерны также видят будущее за электромобилями, добавил Кулагин. За последние четыре года автоконцерны, работающие в Европе, увеличили линейку машин на электрической тяге на 14 моделей, а линейку с ГБО всего на 3 модели, причем часть концернов отказалась от таких машин.

СПГ является хорошей, но не единственной альтернативой нефтепродуктам, заключили эксперты. При правильном позиционировании газомоторное топливо может занять свои ниши на европейском рынке. «Сложно ожидать, что газ будет провозглашен приоритетным топливом. Пока мы понимаем, что перспективы за электричеством, - заключил руководитель исследований Управления ТЭК Аналитического центра Александр Курдин. - Поэтому если удастся позиционировать газ как зеленое топливо, которое гораздо экологичнее нефти, он может стать бенефициаром тех мер, которые применяет Европейский союз по защите экологии. Перспективы есть в сегменте крупнотоннажного транспорта и морской бункеровки».