Переход на «умную» налоговую систему обеспечит высокий уровень экономического роста

28 ноября 2018

«Налоговая политика обладает серьезным влиянием на бизнес, деловую активность, состояние бюджета и является одним из ключевых аспектов, который в целом может иметь системное значение для ускорения экономического роста», - заявил первый заместитель руководителя Аналитического центра Глеб Покатович, открывая заседание подгруппы по налоговой и налогово-бюджетной политике.

Подгруппа сформирована в рамках разработки дорожной карты по обеспечению устойчивого экономического роста несырьевого сектора экономики России. В качестве одной из мер обеспечения высоких темпов экономического роста специалисты предлагают альтернативную налоговую политику для России.

«Мы считаем, что уровень автоматизации, которого достигли фискальная, налоговая, бюджетная, казначейская системы, позволяет нам перейти к совершенно новому уровню управления. И сейчас ФНС обсуждает техническое задание на создание аналитической системы на базе налоговой и бухгалтерской отчетностей. Мы говорим о том, что мы можем осуществить переход на «умную» налоговую систему», - сообщила руководитель Экспертного центра Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович, презентуя концепцию налоговой системы.

По ее словам, концепция должна устранить ряд факторов, которые тормозят развитие экономики. В частности, высокая налоговая нагрузка не позволяет развивать конкурентоспособную экономику. Россия входит в группу стран с наиболее высокой налоговой нагрузкой (на 7 п.п. выше, чем в среднем по миру). В России невыгодно производить: общие издержки компаний растут – рентабельность падает. За 1 и 2 кварталы 2017 года число банкротств юридических лиц составило 3080 и 3326 соответственно. В результате высокой фискальной и административной нагрузки растёт теневая экономика и офшорный сектор, в России теневая экономика составляет 39% ВВП. Несмотря на то, что основную долю налогов платят крупные предприятия, наиболее высокая нагрузка приходится на малый и средний бизнес и в основном в реальном секторе. Одной из основных проблем налоговой системы является незаинтересованность муниципальных образований в создании условий для инвесторов.

«Не секрет, что высокий уровень теневой экономики, неэффективное использование муниципального имущества – это проблемы муниципалитетов. Местные власти не заинтересованы решать их и в результате теряют консолидированный бюджет. И, естественно, теряют инвесторов. Местная власть не создает для них условия. Указы президента не выполняются. Муниципалитеты зависят не от налоговых поступлений от бизнеса, а от трансфертов из федерального бюджета», - пояснила Алехнович.

Реформировать налоговую систему предлагается в два этапа. На первом этапе планируется принять ударный пакет налоговых мер, направленных на стимулирование инвестиционного и потребительского спроса, вывод бизнеса из тени. Второй этап предполагает реструктуризацию налоговой системы по основным принципам новой налоговой политики: децентрализация налоговой и бюджетной систем в том числе за счет стимулирования активности муниципалитетов, снижение прямых налогов на производство за счет увеличения косвенных налогов на потребление и налогов на природную ренту, выравнивание избыточного неравенства доходов граждан.

Омбудсмен по вопросам, связанным с ликвидацией нарушений прав предпринимателей в сфере налогов, Михаил Орлов отметил важность правильного налогового инструментария для привлечения инвестиций в экономику. «Очевидно, что борьба за инвестиции – это борьба за инвесторов. И в этой борьбе бизнес обращает внимание на снижение нагрузки на фонд оплаты труда и на прибыль. Тезисы, которые заложены в концепции, правильные. Бизнесу нужна стабильность законодательства и предсказуемость. Очень хотелось бы понимать, в какой налоговой системе мы будем жить через несколько лет», - подчеркнул Орлов.

Участники дискуссии предложили авторам концепции обратить внимание на прозрачность и стабильность не только налоговых, но и неналоговых платежей. Кроме того, по мнению экспертов, необходимо учитывать и вопрос экологии, это касается как экологических платежей, так и контроля за целевым использованием земель. Предлагается создать особые условия и для развития инновационного сектора, например, установить налогообложение доходов от интеллектуальной собственности по минимальной ставке и не облагать прибыль КИК налогами, если они вкладывают в разработку нового интеллектуального продукта. Также, по мнению экспертов, налоговая политика должна быть гармонизирована с тенденциями на рынке единого экономического пространства. В связи с этим при разработке новой системы необходимо учитывать экономическую ситуацию у ближайших партнеров России - Казахстана и Республики Беларусь.

Читайте также:

20.11.2018 - Для рывка в экономическом развитии бизнесу необходима доброжелательность со стороны государства