Для рывка в экономическом развитии бизнесу необходима доброжелательность со стороны государства

20 ноября 2018

Такое мнение высказали участники заседания Методологической подгруппы по формированию проектно-стратегического подхода в формировании экономической политики государства на федеральном и региональном уровнях, которое прошло на площадке Аналитического центра.

Подгруппа сформирована в рамках разработки дорожной карты по обеспечению устойчивого экономического роста несырьевого сектора экономики России.

Открывая экспертное заседание, первый заместитель руководителя Аналитического центра Глеб Покатович назвал ключевой задачей участников объединить все наработки прошедших заседаний с национальными проектами. «Пока утверждены только паспорта национальных проектов, сейчас разрабатываются планы мероприятий по их реализации. Когда мы завершим работу и будем выходить с дорожной картой, предлагаемый нами набор мер не должен противоречить национальным проектам. Мы должны найти сквозные решения, которые станут общими для национальных целей, и отработать те из них, которые в нацпроектах заявлены, но не детализированы», - пояснил Покатович.

Руководитель Экспертного центра Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович напомнила, что в рамках работы подгруппы по кластерной политике и территориально-отраслевым проектам были определены кластерные инициативы, способные войти в число опорных проектов и дать максимальный вклад в экономический рост: «Тамбовское растениеводство», «Русский лён» - Ивановская и Тверская области, Мебельный кластер Ульяновской области, «Кострома – ювелирная столица России», Янтарный кластер Калининградской области, «Винная дорога Кубани», «Иннокам» - кластер автомобилестроения в республике Татарстан, «Медицинские изделия, фармацевтика, биотехнологии и биомедицина».

Также по итогам заседаний подгруппы были выделены основные барьеры, тормозящие развитие бизнеса. Представители всех отраслей экономики сообщили об экономической неопределенности, высоком уровне налогообложения, избыточных издержках на оплату труда.

«Ключевые меры, без которых проекты не взлетят, - снижение издержек и сокращение рисков для бизнеса, – сообщила Алехнович. - Под снижением издержек мы понимаем уменьшение ставок по кредитам, стимулирование спроса, создание новых рынков сбыта, корректирование тарифов, проведение налоговой реформы. Уменьшение рисков касается радикального сокращения обязательных требований надзорных органов и устранения уголовного давления на предпринимательское сообщество. Об этом сейчас говорят все: и частный сектор, и государственный, и предприятия оборонного комплекса».

Работа с банковским сектором является ключевым элементом дорожной карты и по мнению макроэкономистов. Так, по словам заместителя директора ИНП РАН Александра Широва, для обеспечения темпов экономического роста, близких к мировым показателям, потребуются не только государственные вливания, но и собственные средства предприятий и заемные ресурсы.

При этом дорожная карта должна быть ориентирована на сбалансированное развитие регионов и учитывать потенциальный эффект не только для государства в целом, но и для каждого субъекта федерации. «Для того чтобы экономика нормально росла, развитие должно быть не только в Центральном и Северо-западном округах, но и в старопромышленных регионах - Сибири, на Урале, Поволжье и Дальнем Востоке. Если эти регионы не будут расти, то потенциала Центра и Северо-запада будет недостаточно. Это ограничение тоже нужно учитывать», - добавил Широв.

Кроме того, необходимо учитывать и мировые тенденции развития, считает декан факультета экономики МГУ Александр Аузан. Поэтому смотреть на разработку дорожной карты нужно в разрезе цифровой экономики.

«С моей точки зрения, цифровая экономика – это экономика сверхнизких трансакционных издержек. И мы действительно их сможем существенно сократить, если правильно подойдем к решению вопроса. Вместе с развитием экономики необходимо создавать спрос на образование и совместными усилиями готовить кадры. Иначе предприятия 20 века нас будут тянуть назад», - пояснил Аузан.

В целом, в дорожной карте важно отразить не только плановые показатели, но и общее понимание действий государства и бизнеса в быстроменяющихся экономических условиях, отметили эксперты.

«Когда мы говорим о том, что нам нужно долгосрочное планирование, мы должны понимать, что в условиях интенсивных изменений оно будет, скорее всего, ошибочным. Бизнес нуждается не столько в том, чтобы точно знать, что будет через 7 лет, сколько в атмосфере доброжелательности со стороны государства. Должно быть понимание, что не придут, не отберут и не посадят. Тогда бизнес сможет рисковать. Бизнес же для того и нужен, чтобы рисковать. Когда все известно заранее, это не бизнес, а плановое хозяйство. Но риск должен быть обоснованным», - резюмировал первый проректор НИУ ВШЭ Лев Якобсон.

Читайте также:

16.11.2018 - Создавать станки и приборы нужно в сотрудничестве с академической наукой