Создавать станки и приборы нужно в сотрудничестве с академической наукой

16 ноября 2018

Плотное взаимодействие промышленности, вузов и фундаментальной науки обеспечит отрасль научными разработками, которые необходимы для увеличения доли экспорта и импортозамещения. Меры стимулирования сектора обсуждались в рамках заседания подгруппы по кластерной политике и территориально-отраслевыми проектам «Станко- и приборостроение, радиоэлектроника, энергетическое машиностроение», которое прошло на площадке Аналитического центра.

«В последние два года заметно сократились расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в станко- и приборостроении. Хотя этот сектор является одним из приоритетных, и мы видим в нем огромный экспортный потенциал. При разработке дорожной карты по обеспечению устойчивого экономического роста несырьевого сектора экономики России наша задача – помочь предприятиям развить отечественные технологии и совершить технологический рывок», - пояснила руководитель Экспертного центра Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович.

Научный руководитель Тураевского машиностроительного конструкторского бюро «Союз» Николай Яковлев высказал мнение, что в дорожной карте также должны быть прописаны меры охраны интеллектуальной собственности и стимулирования молодых ученых заниматься наукой на отечественных предприятиях.

С этой позицией согласились и другие участники сектора. «Чтобы выстраивать эффективную экономику, нам надо дать возможность предприятиям разрабатывать собственные уникальные решения, а не копировать то, что создано на западе. Для этого нужно обеспечить предприятия оборотными средствами на ведение НИОКР. Если предприятие будет загружено работой, у него будут деньги на дальнейшее развитие», - отметил управляющий директор обособленного подразделения Энергопромавтоматизация в Москве Виктор Лесных.

Параллельно с этим необходимо решить проблему авансирования заказов, считает директор по внешним коммуникациям Группы СТАН Ольга Вовк. Она пояснила, что сегодня заказчик в одностороннем порядке устанавливает сумму аванса за разработку нового оборудования, который чаще всего не превышает 15-20% от стоимости заказа. Однако для выполнения работ предприятию не достаточно этих средств, в результате приходится обращаться за дорогостоящими кредитами. «Методика оценки рисков банками не применима к станкостроению, поэтому они требуют залоговую стоимость. Плюс к этому идет обязательная банковская гарантия. В результате заемные средства для нас оказываются очень дорогими. Во многих случаях мы вынуждены отказываться от торгов, потому что у нас нет средств на реализацию проекта. Поскольку мы производим оборудование прежде всего в государственных интересах, можно предусмотреть в дорожной карте фиксированный аванс. Авансирование на уровне 60-80% от суммы заказа привело бы к тому, что мы перестали бы обращаться за кредитами», - заключила Вовк.

Еще один барьер отрасли, по ее словам, связан с особенностями законодательства. «Идеальной для всех была бы ситуация, когда заказчик приходит к нам с задачей и наш инжениринговый центр разрабатывает под нее оборудование. На практике же мы работаем по 44-ФЗ и 23-ФЗ. Часто на тендерные площадки заказчик выставляет не задачу, а конкретный станок, с определенными характеристиками, как правило, иностранный. Соответственно, мы не можем принять участие в конкурсе. Хотя эту задачу могло бы выполнить и отечественное оборудование, пусть и обладающее другими параметрами», - добавила эксперт.

Участники заседания отметили, что эти проблемы актуальны не только для крупных предприятий, но и для малого бизнеса, поэтому дорожная карта должна учитывать интересы всех игроков сектора.

По словам Анастасии Алехнович, развитие отрасли станко- и приборостроения затрудняется и из-за отсутствия корректных статистических данных. «Нет даже намека на полноценную статистику, которая дает картину не только по производству оборудования, но и по услугам, которые обеспечивают поставку этого оборудования. Ведь продается комплексное решение: от разработки продукта до сервисного обслуживания. Соответственно, мы не можем идентифицировать сектор, хотя он считается приоритетным», - сообщила Алехнович.

Решить эту проблему, по мнению экспертов, может создание отраслевых показателей эффективности и реестра результатов научно-исследовательских работ. Это позволит не только систематизировать отрасль, но и направить деньги на НИОКР наиболее успешным предприятиям.

Подводя итоги заседания, эксперты сошлись во мнении, что отрасль не сможет эффективно функционировать только за счет внутреннего заказчика. Для устойчивого развития необходим выход на внешний рынок. В настоящее время в России только зарождаются центры компетенций, которые в будущем будут способны реализовывать масштабные комплексные решения под ключ. Поэтому на данном этапе важна государственная поддержка: должны быть созданы операторы по внешнеторговому сопровождению. Такие национальные интеграторы будут помогать производителям выводить инновационные решения на открытые мировые рынки. Эта инициатива станет одной из ключевых при формировании дорожной карты, заверила Алехнович.

Читайте также:

13.11.2018 - Развитие автотранспортной отрасли способно оказать существенное влияние на экономику страны