Развитие авиационного рынка ведет к обеспечению экономического роста

27 марта 2014

В Аналитическом центре состоялся круглый стол «Развитие конкуренции в сфере авиаперевозок: за и против», в ходе которого эксперты обсудили меры государственной политики в сфере развития конкуренции на рынке авиаперевозок.

Открывая мероприятие, руководитель Дирекции экономики транспорта Аналитического центра Леонид Азимов отметил, что цель круглого стола заключается в уточнении ряда ключевых моментов, касающихся специфики конкуренции на авиационном рынке. «Нужно понять, как выглядит целевая картина, к которой мы стремимся и по которой будет оцениваться государственная политика, - сообщил он. - Ведь развитие авиационного рынка ведет к обеспечению экономического роста в целом».

«У авиаперевозчиков накопилось много обид, перечень их может быть длинным, например, необдуманно большое число проверок со стороны авиационных властей», - считает заместитель генерального директора ОАО «Авиакомпания Ютэйр» Лев Кошляков. По его мнению, все достижения, которые в настоящее время имеются в авиационной сфере, появились благодаря работе 5-6 авиакомпаний, а также энтузиазму руководителей, которые выросли в условиях жёсткой конкурентной борьбы. Кошляков отметил, что авиакомпании активно обновляют парки воздушных судов. «Отечественные авиакомпании используют порядка 780 самолётов зарубежного производства, которые обеспечивают 95% пассажирооборота, - сообщил он. - При этом одно воздушное судно создаёт около 100 высококвалифицированных рабочих мест». Кошляков полагает, что авиаперевозки – это самостоятельная и самодостаточная отрасль экономики, поэтому он не согласен с попытками властей привязать различные отрасли гражданской авиации к развитию отечественного авиапрома, потому что такого рода проекты нанесут ущерб российским авиакомпаниям.

По мнению вице-президента Транспортной клиринговой палаты Марины Букаловой, говорить об отсутствии конкуренции в данной сфере нельзя, потому что на сегодняшний день нет конкретной информации и измеряющих ее показателей. «Не ведя статистики о доходности, среднем тарифе на тысячу километров, мы не можем оценить, дорого или дешево стоят билеты на самолет», - полагает Букалова. А заместитель генерального директора ИК «Регион» Анатолий Ходоровский считает, что если на авиакомпании будет оказано давление для снижения расценок на авиаперелеты,  то в итоге «летать будет некому». «Мы провели анализ: сейчас перевозки стоят дешевле, чем в Советском Союзе», – добавил он.

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин сообщил, что в этом году рассматриваются новые поправки в правила недискриминационного доступа. «В некоторых сферах должно быть не менее 2-3 конкурирующих авиакомпаний, например, в авиатопливном обеспечении», - отметил он. Также авиакомпании должны иметь право на самообслуживание в аэропортах, по аналогии с тем, как это работает в странах Европейского Союза. Это улучшит взаимоотношения между авиакомпаниями и аэропортами, считает чиновник. Кроме того, Голомолзин отметил, что необходимо развитие бизнес-авиации и авиации общего назначения, увеличение числа аэропортов и взлётно-посадочных площадок в регионах. Однако, как отметили некоторые эксперты, в рыночных условиях развивать эту сферу бессмысленно, если на региональные аэропорты не будет спроса.

Программа

Список участников