Персональные данные в интернете: возможности и риски

1 ноября 2018

Значительная часть опрошенных россиян усматривают опасность в использовании их персональных данных в интернете третьими лицами и негативно относятся к практике их передачи от одних компаний к другим в коммерческих и иных целях. Об этом свидетельствуют данные опроса, которые Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел совместно с Проектным офисом по реализации национальной программы «Цифровая экономика» Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

Россиян спросили о том, как они оценивают использование своих персональных данных в социальных сетях третьими лицами.

Почти две трети россиян (62%) пользуются социальными сетями с той или иной периодичностью: 41% опрошенных заходят в соцсети ежедневно, 14% — несколько раз в неделю, еще 4% — несколько раз в месяц. Молодежь (18-24 года) является самым активным пользовательским кластером, среди них доля ежедневного пользования составляет 82% (среди 60 лет+ — 15%).

Почти половина (47%) пользователей размещали в социальных сетях какую-либо информацию о себе за последний год. Чаще всего пользователи социальных сетей «лайкают» то, что им понравилось (85%). Две трети опрошенных (67%) размещают фотографии и видео на своих страничках в социальных сетях. Более половины респондентов (56%) комментируют посты, фото и видео других пользователей. Оставляют информацию о своих увлечениях и хобби 30% пользователей социальных сетей. Наконец, 23% участников опроса публикуют собственные тексты и посты в социальных сетях.

В обществе доминирует мнение, что информация о пользователях используется третьими лицами (55%), при этом только 18% пользователей социальных сетей в высокой степени уверены в этом. Обратного мнения придерживаются 34% респондентов (доля ответов «определенно не используется» — 14%).

Отношение к использованию данных в социальных сетях третьими лицами — преимущественно негативное (55%). Отрицательно пользователи относятся и к использованию данных операторами социальных сетей (60%). При этом каждый второй (52%) считает, что использование персональных данных третьими лицами не несет никакой угрозы.

Предоставление пользователям возможности разрешать или запрещать доступ третьим лицам к той или иной личной информации рассматривается скорее как формальная мера (77%), которая не может полностью обезопасить личные данные.

Приоритетные задачи должны быть направлены на рост цифровой грамотности через образовательные программы и инициативы для разных возрастных категорий граждан и на создание сервисов для пользователя, позволяющих в один клик проследить за всеми соглашениями об обработке личных данных, которые гражданин дал различным компаниям

Владимир Месропян, руководитель Проектного офиса по реализации национальной программы «Цифровая экономика» Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации

«В цифровой экономике появляется понятие «цифровой двойник». У каждого из нас есть свой «двойник», и по этому поводу идет дискуссия о том, кому должны принадлежать данные, которые мы выкладываем в социальные сети и на различные ресурсы в интернете. Есть два мнения — опубликованные данные принадлежат самой соцсети или являются общедоступными, т.е. принадлежат всем, кто может их достать и обработать. Ответ на этот вопрос нужно дать при принятии соответствующего законопроекта в национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», который в равной степени должен учитывать интересы как граждан, так и бизнес-сообщества, - полагает руководитель Проектного офиса по реализации национальной программы «Цифровая экономика» Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Владимир Месропян. - И если предприниматели хотят использовать данные для развития своих сервисов и получения дополнительной прибыли, то люди заинтересованы в том, чтобы никакое третье лицо не смогло использовать их личную информацию во вред. Таким образом, приоритетные задачи должны быть направлены на рост цифровой грамотности через образовательные программы и инициативы для разных возрастных категорий граждан и на создание сервисов для пользователя, позволяющих в один клик проследить за всеми соглашениями об обработке личных данных, которые гражданин дал различным компаниям. В этом смысле Россия может опереться на европейский опыт и обратить внимание на положения Общего регламента по защите данных, принятого в Европе (GDPR)».

Сегодня чрезвычайно важно направить общественную и экспертную дискуссию на обсуждение необходимых норм и институтов регулирования этой сферы, гарантирующих защиту прав граждан, подкрепленную информационно-разъяснительной кампанией по повышению цифровой грамотности

Кирилл Родин, руководитель практики информационной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ

«Несмотря на то, что пользование интернетом приобрело фактически массовых характер за исключением старших возрастных групп, для большинства населения угроза столкновения в этой реальности с противоправными действиями в отношении себя или близких пока в большинстве случаев носит гипотетический характер и в значительной мере слабо рефлексируется. Принимая во внимание то факт, что вместе с тем опрашиваемые высказывают достаточно высокий уровень тревожности относительно возможного использования персональных данных, сегодня чрезвычайно важно направить общественную и экспертную дискуссию на обсуждение необходимых норм и институтов регулирования этой сферы, гарантирующих защиту прав граждан, подкрепленную информационно-разъяснительной кампанией по повышению цифровой грамотности», считает руководитель практики информационной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилл Родин.

Инициативный опрос ВЦИОМ — «Спутник» проведен 24-25 сентября 2018 г. В опросе приняли участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 3200 респондентов.

Фото: Shutterstock.com