Цифровизация подтолкнет развитие логистики и перевозок в России

18 октября 2018

Аналитический центр участвует в разработке программы цифровой логистики, которая обозначена в майском указе президента и является по сути частью задачи по развитию магистральной транспортной инфраструктуры, отметил руководитель Аналитического центра Владислав Онищенко, выступая на форуме «Открытые инновации» в панельной дискуссии «Цифровые решения для логистики будущего». Эксперт рассказал о трех новых направлениях государственной политики в отношении логистики и доставки грузов.

Во-первых, изменится сама постановка задачи. «Раньше никто не задумывался, например, о дублировании, каждая структура строила систему доставки под себя и сама по себе, да и в целом в стране не было организации, призванной следить за движением товаров от точки до точки, - пояснил Онищенко. - Удобство потребителя не рассматривалось в качестве приоритета, а процесс доставки разрывался на части. Сегодня во главу угла поставлена задача гарантировать удобство конечного потребителя и обеспечить срок доставки, оптимизировав поставку и объединив ее в единую мультимодальную задачу». Для решения этой задачи нужно разобраться с составными частями процесса – например, распределением стоимости, разграничением ответственности и др. Для России это очень важные вопросы, если учесть размеры страны, степень удаленности значительной части потребителей от основных магистральных путей и связанную с этим необходимость многократной перегрузки товаров с одного вида транспорта на другой.

Второй важный вопрос - эффективная реализация проектов в сфере транспортно-логистического транзита. Но оптимизация какого-то одного блока не принесет явных выгод, нужно смотреть на процесс в целом. «Переход на возможность планирования и прогнозирования с учетом данных в сфере логистики и транспорта, доступных для любого уровня перевозчиков, создание таким образом новой системы доставки – это своего рода революция в сфере магистрального транспорта и перевозки грузов в России, - считает Онищенко. - Мы перестанем ориентироваться исключительно на большие объемы насыпных грузов типа угля или зерна и сможем развивать другие сектора – электронную коммерцию и доставку товаров «от точки до точки».

Еще один вопрос, который необходимо решить, - вопрос ресурсов. По словам Онищенко, у отрасли достаточно внутренних резервов. В государственном секторе почти все органы власти, имеющие отношение к формированию длительных запасов материальных ценностей (министерства обороны, сельского хозяйства, промышленности), раньше строили собственную логистическую складскую сеть. Например, во Владивостоке предполагалась одновременная реализация сразу 6 схожих по сути логистических проектов. Оптимизация таких проектов – капиталоемкая задача, предполагающая развитие новых сетей и пересмотр бизнес-процессов. Она возможна как за счет реорганизации «государственного куска» логистической инфраструктуры, так и с привлечением частного бизнеса.

«В целом цифровизация обеспечит создание в России эффективной мультимодальной системы логистики и перевозок, которая поможет реализовать транзитный потенциал страны, упростит внутренние и трансграничные перевозки, снизит их стоимость и расширит спрос на электронную коммерцию и логистические услуги», - подытожил Онищенко.

Также на форуме «Открытые инновации» выступил руководитель действующего на базе Аналитического центра Проектного офиса по реализации программы «Цифровая экономика» Владимир Месропян и прошло два организованных Аналитическим центром мероприятия - круглый стол «Цифровизация энергетики: угрозы или возможности для лидеров отрасли» и панельная дискуссия «Цифра во главе государства. Цифровизация государственного управления».

Читайте также:

21.09.2018 - План развития транспортной инфраструктуры должен стать живым механизмом