Эксперты обсудили проект федерального закона об информационных технологиях

15 октября 2018

Законопроект о внесении изменений в федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требует доработки. К такому мнению пришли участники экспертного обсуждения документа в ходе круглого стола, который прошел в Аналитическом центре.

«Если воспринимать законопроект как виденье будущего, того, как система должна быть устроена, то возникает вопрос: какие новые архитектурные решения мы увидим к 2024 году? Если же мы видим его как систему обеспечения безопасности данных и способ обеспечить функционирование критических элементов структуры электронного правительства, то тогда закон должен отвечать на вопрос, а что входит в критические элементы?» - считает руководитель Аналитического центра Владислав Онищенко.

Законопроект разрабатывается с 2013 года и вводит такие понятия как «облачные вычисления», «платформа облачных вычислений», «единая инфраструктура электронного правительства» и другие, определяет состав инфраструктуры и минимальные требования к содержанию ее элементов. Как пояснил  директор правового департамента Минкомсвязи Роман Кузнецов, в документе содержится требование о поэтапном переходе органов власти к системе электронного правительства, устанавливается запрет на создание дублирующих информационных систем, закрепляются особые требования к организации, которая должна обеспечить работу инфраструктуры и т.д.

Проект федерального закона уже прошел необходимые обсуждения, был согласован всеми профильными министерствами, однако на финальном этапе встал вопрос о его корректности, признался министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Константин Носков, который инициировал данное экспертное обсуждение. «Меня несколько удивило общее согласие с нормами, заложенными в законопроекте, на прошедших этапах работы. Хотелось услышать мнение экспертного сообщества. Правильно ли мы делаем, что устанавливаем состав единой инфраструктуры электронного правительства? Правильно ли определяем ее элементы? Правильно ли определяем одну организацию в качестве единого оператора структуры электронного правительства? Правильно ли запрещаем другим органам власти создавать дублирующие инфраструктуры?» - сказал он.

Эксперты отметили актуальность и своевременность появления законопроекта, однако сошлись во мнении, что он требует серьезной доработки. В частности директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ Анна Дупан отметила неточности в определении некоторых терминов, которые устанавливает законопроект. «Эти понятия и термины будут применяться всеми участниками рынка и нуждаются в корректировке. Кроме того, многие термины дублируются. На первый взгляд, это технические моменты, но на практике они приведут к проблемам в частном секторе», - пояснила она.

Представители бизнеса, в свою очередь, выразили обеспокоенность, что наличие единственного поставщика услуг на федеральном уровне затормозит развитие цифровой экономики, создаст бюрократические препоны и негативно скажется на коммерческом секторе в целом.

Вопросы к законопроекту возникли и в регионах. В настоящее время в каждом субъекте страны вместе с единым порталом Госуслуг действуют локальные порталы, предоставляющие государственные услуги в электронном виде. По условиям нового законопроекта, они будут считаться дублирующими информационными системами, что в перспективе может снизить качество и объем предоставляемых населению услуг.

«Сегодня дублирования функций не происходит, вся работа выполняется на ведомственном уровне внутри региона. Если запретить региональные порталы или иные ведомственные информационные системы, то мы ничего не сможем сделать.  Госуслуги встанут. Например, наш региональный портал обрабатывает в 40-45 раз больше заявлений, чем единый портал Госуслуг, поэтому его невозможно заменить», - заявила заместитель директора Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» Маргарита Маслова.

Заместитель начальника Управления Президента РФ по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи Владимир Логунов предложил Минсвязи создать рабочую группу, которая займется доработкой законопроекта. Константин Носков сообщил, что в ближайшее время министерство соберет такую рабочую группу на базе ведомства или Аналитического центра и заверил, что при доработке законопроекта будут учтены все мнения и пожелания экспертов, принимавших участие в обсуждении.  

Контекст:

Коммерсант - Электронное правительство запуталось в инфраструктуре

ТАСС - Законопроект об электронном правительстве может быть скорректирован

Российская газета - Не выше облаков

CNEWS.RU - Новая команда Минкомсвязи взялась за закон об электронном правительстве, с которым не справилась старая