Эксперты оценили практику применения первых чек-листов

9 октября 2018

За проверку государственными контролерами обязательных требований, не прописанных в проверочных листах, может быть установлена административная ответственность. Результаты проверки в этом случае будут признаны недействительными. Такое предложение содержится в отчете Аналитического центра о первых результатах применения чек-листов в плановых проверках.

Эксперты Аналитического центра отмечают, что цель данной работы заключается в выявлении направлений совершенствования действующей системы формирования и применения проверочных листов. Анализ затронул 50 проверочных листов по 13 видам контрольно-надзорной деятельности всех восьми федеральных ведомств, которые их применяют, включая Роструд, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Ростехнадзор, Росздравнадзор.

Исследование показывает, что отсутствует единая практика оформления результатов проверки, проведенной с применением проверочных листов. В большинстве случаев в актах не содержатся ссылки на конкретные пункты вопросов проверочного листа, которые позволили выявить нарушения, то есть чек-лист не используется как работающий вспомогательный инструмент при проведении проверки. В результате в материалах проверок встречаются несоответствия выявленных нарушений в проверочном листе и нарушений, зафиксированных в актах проверки.

Эксперты установили, что некоторые контрольно-надзорные органы осуществляют проверку исполнения обязательных требований, не предусмотренных проверочными листами, что является грубым нарушением законодательства.

По результатам анализа специалистами были даны рекомендации контрольно-надзорным органам по доработке проверочных листов.

Также был проведен социологический опрос инспекторов и представителей бизнеса по вопросу практики применения проверочных листов. В опросе приняли участие 6322 респондентов из 8 контрольно-надзорных органов. Более трети опрошенных являются представителями МЧС России (35,5%), а наименьшую активность среди федеральных органов исполнительной власти – участников реализации приоритетной программы по проведению профилактических мероприятий проявили Росздравнадзор (0,8%) и Роспотребнадзор (всего 2 респондента).

Аналитики выявили, что более половины опрошенных (54,5%) еще не проводили проверки с использованием чек-листов. Одна проверка была проведена у 21,3% инспекторов, две проверки успели провести 10,1% опрошенных.

Что касается длительности проведения проверки, то около половины респондентов (49,57%) указало, что тратит на один проверочный лист не более одного часа. Однако сохраняется большая доля тех, кто тратит на проверку более 4 часов (17,19%), что указывает на неоптимальность используемых проверочных листов.

В вопросе использования чек-листов для самооценки и самостоятельной передачи ее результатов в контрольный орган мнения разделились. Примерно половина не верит, что самообследование может сократить число плановых проверок, другая половина полагает это возможным при выполнении дополнительных условий (например, выборочная проверка тех, кто провел самообследование).

В настоящее время подавляющее большинство респондентов (98,33%) проверяют дополнительные документы у подконтрольных субъектов для заполнения ответа на вопрос в проверочном листе. При этом более половины респондентов (59,86%) считают, что выездные проверки с применением проверочных листов проходят дольше по времени, так как нужно дополнительно заполнять еще один документ. Для 5,15% опрошенных выездная проверка стала сложнее от использования проверочных листов, а для 13,35% - проще и понятнее.

Что касается представителей бизнеса, то 75,56% опрошенных подконтрольных субъектов не сталкивались с проверками с использованием проверочных листов, а 24,44% - проходили проверку по одному разу. При этом 75,5% респондентов считают, что проверочные листы одновременно содержат избыточные, дублирующие друг друга, устаревшие или отсутствующие в законодательстве требования.

Подавляющее большинство опрошенных предпринимателей готово проводить самообследования (91,12% ), особенно если появится удобный сервис в электронном виде (38,89%), проверки станут более редкими (35,56%) и в проверочном листе останутся только основные требования для самообследования (16,67%). Половина опрошенных (50%) готовы тратить на самообследование не более одного часа, а 17,78% готовы посвятить этому весь рабочий день.

В целом многие респонденты и со стороны бизнеса, и со стороны инспекторского состава указали в форме свободного ответа на необходимость перевода проверочных листов в электронный вид.

Эксперты отмечают, что данное исследование проводится в два этапа. Первый завершился в июле 2018 года, результаты второго будут получены к декабрю 2018 года.

Контекст:

Российская газета - Вопрос с пристрастием