Креативная индустрия должна стать отдельной отраслью экономики

9 октября 2018

«Учитывая амбициозность целей, поставленных президентом России на период до 2024 года и связанных с прорывом в научно-технологическом и социально-экономическом развитии страны, важность формирования сектора креативной индустрии неоспорима, - заявила эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева, выступая на фестивале креативных индустрий Great Eight. - При этом не лишним будет заметить, что в отличие от ведущих стран мира, у нас креативная индустрия пока не выделена в отдельную отрасль экономики, а сам термин «креативная индустрия» не закреплен в документах стратегического планирования».

Но значит ли это, что в нашей стране тема креативных индустрий не развивается? «Нет! В России, особенно в последние три года, наблюдается бум креативной индустрии, - отвечает Каракчиева. - Негосударственный сектор очень активно выстраивает гибкую систему креативных сервисов и производств, пытаясь аккумулировать свои усилия, определяя, зачастую интуитивно, формы взаимодействия на внутреннем рынке России».

Вместе с тем, по словам эксперта, нарастающая конкуренция между тремя ключевыми международными рынками креативных индустрий определяет основные тенденции развития данной сферы. Если азиатско-тихоокеанский рынок - дом для ряда лидеров в производстве игр, сервисов и печатных изданий, а европейский - центр искусства и моды, то североамериканский рынок - это прежде всего креативные сервисы и аудио-визуальные медиа (телевидение, радио, кинопроизводство).

Встает вопрос о роли России в развитии данной сферы, ее позиции на международной арене креативных индустрий, считает Каракчиева. На данный момент в нашей стране первенство за информационными технологиями, программным обеспечением и компьютерными услугами. И эта тенденция будет сохраняться в связи с курсом на цифровизацию экономики. Важно заметить, что в России развиваются такие укрупненные сектора креативной индустрии, как «культурные объекты» и «традиционное культурное самовыражение», и они превосходят среднемировые показатели в 5 раз. Хотя доля занятости населения в креативной индустрии составляет всего около 4% от общей численности трудоспособного населения страны (более половины - это молодежь), треть приходится на малый и средний бизнес.

Выделение креативной индустрии в отдельную отрасль экономики имеет архиважное значение, полагает эксперт. Формирование регуляторов в данной области позволит активировать малый и средний бизнес и развить систему социального предпринимательства. При этом креативная индустрия может стать одним из важных направлений роста ВВП, а ее вклад - увеличиться вчетверо менее чем за 10 лет. Но этого не произойдет, если огромный потенциал креативной индустрии для экономического роста как страны в целом, так и отдельных городов и регионов не будет учитываться при разработке стратегических документов развития нашей страны.

Фото из открытых источников