Негосударственный сектор и социальные услуги

18 марта 2014

Процесс расширения участия негосударственного сектора экономики в оказании услуг в социальной сфере сопряжен с рядом проблем и рисков, касающихся каждого из его участников. Об этом и других результатах исследования по повышению качества социальных услуг - статья экспертов Аналитического центра в журнале «Социальное обслуживание».

В статье Татьяны Ефериной, Виктории Лизуновой и Дарьи Просянюк «Механизмы повышения качества социальных услуг: разгосударствление сферы социального обслуживания населения» отмечается, что  в числе амбициозных задач, которые ставит перед собой государство, - изменение институциональной среды сферы социального обслуживания, в частности, расширение участия негосударственного сектора экономики в оказании социальных услуг. Основными участниками процесса будут: заказчик (государство), поставщик (некоммерческие организации – НКО, частный сектор экономики, государственные операторы услуг) и потребитель (население).

Анализ сильных и слабых сторон реальных/потенциальных поставщиков социальных услуг свидетельствует о том, что государственные учреждения воспринимаются как более ресурсообеспеченные, устойчивые и надежные, в то время как бизнес и НКО представляются более клиентоориентированными и гибкими.

Отмечаются и общие проблемные зоны, к которым можно отнести неразвитость конкурентной среды, коррупционные составляющие при аутсорсинге социальных услуг, отсутствие необходимых стандартов социальных услуг, оценки/контроля социальных услуг, неадекватное финансирование оказания социальных услуг, нехватка профессиональных кадров. Особо выделяется группа проблем, с которыми сталкиваются негосударственные структуры (НКО и частный сектор), которая связана с состоянием спроса на рынке.

Авторы статьи придерживаются позиции, что на первом этапе разгосударствления социальных услуг целесообразно включить в их перечень те услуги, которые пользуются наибольшей популярностью у потребителей и являются эффективными, которые уже реализуются НКО и частными компаниями. Также необходимо провести исследование на предмет оценки существующего предложения на рынке социальных услуг, выявления барьеров входа на рынок в региональном разрезе.