Эксперты оценили практику применения первых чек-листов

2 октября 2018

Эксперты действующего на базе Аналитического центра Проектного офиса по реализации реформы контрольно-надзорной деятельности завершили первый этап исследования, посвященного внедрению проверочных листов в деятельность государственного контроля и надзора. Результаты второго этапа будут получены к декабрю 2018 года.

Проверочные листы как инструмент проведения проверки начали применяться с начала 2018 года 8 контрольно-надзорными органами (МЧС, Росздравнадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Роструд, Росприроднадзор, Ространснадзор, Роспотребнадзор).

Целью исследования стало выявление направлений совершенствования действующей системы проверочных листов. Были проанализированы формы чек-листов, в том числе заполненные. Чек-листы, одобренные на Проектном комитете приоритетной программы, эксперты сопоставили с зарегистрированными в Минюсте РФ.

Анализ применения проверочных листов показал, что отсутствует единая практика оформления результатов проверки, проведенной с применением проверочных листов. В большинстве случаев в актах проверки не содержатся ссылки на конкретные пункты вопросов проверочного листа, которые позволили выявить нарушения, то есть чек-лист не используется как работающий вспомогательный инструмент. В результате встречаются несоответствия выявленных нарушений в проверочном листе и нарушений, зафиксированных в актах проверки.

Эксперты установили, что некоторые контрольно-надзорные органы осуществляют проверку исполнения обязательных требований, не предусмотренных проверочными листами, что является грубым нарушением законодательства.

По результатам анализа экспертами были даны рекомендации контрольно-надзорным органам по доработке проверочных листов.

Кроме того, был проведен социологический опрос инспекторов и представителей бизнеса по вопросу практики применения проверочных листов. В опросе приняли участие 6322 респондента из 8 контрольно-надзорных органов. Более трети респондентов являются представителями МЧС России (35,5%), а наименьшую активность проявили Росздравнадзор (0,8%) и Роспотребнадзор (всего 2 респондента).

Опрос показал, что более половины респондентов еще не проводили проверки с использованием чек-листов. Хотя бы одну такую проверку провели 21,3% инспекторов, 10,1% успели провести две проверки по проверочным листам.

Более трети респондентов используют один проверочный лист при проверках, и 14,08% - три и более проверочных листов. При этом большинство опрошенных называют вопросы проверочных листов понятными или частично понятными, и только 1,08% респондентов совсем не поняли вопросы.

Что касается длительности проведения проверки, почти половина опрошенных указали, что тратят на один проверочный лист не более одного часа. Однако сохраняется серьезная доля тех, кто тратит на проверку более 4 часов (17,19%), что указывает на неоптимальность используемых проверочных листов.

В вопросе использования чек-листов для самооценки и самостоятельной передачи ее результатов в контрольный орган мнения разделились. Примерно половина не верит, что самообследование может сократить число плановых проверок, другая половина полагает это возможным при выполнении дополнительных условий (например, выборочная проверка тех, кто провел самообследование).

В настоящее время подавляющее большинство инспекторов (98,33%) проверяют дополнительные документы у подконтрольных субъектов для заполнения ответа на вопрос в проверочном листе. При этом более половины (59,86%) считают, что выездные проверки с применением проверочных листов проходят дольше по времени, так как нужно дополнительно заполнять еще один документ, но только 5,15% считает, что от их использования выездная проверка стала сложнее. А 13,35% опрошенных считают, что выездная проверка стала проще и понятнее.

Что касается представителей бизнеса, три четверти опрошенных подконтрольных субъектов не сталкивались с проверками с использованием проверочных листов, а одна четверть подвергалась хотя бы один раз. Большинство респондентов считают, что проверочные листы содержат все или наиболее значимые обязательные требования, но при этом в них есть и избыточные, дублирующие друг друга, устаревшие или отсутствующие в законодательстве требования.

Почти половине опрошенных бизнесменов понятны вопросы в проверочных листах и только 3,33% оценили вопросы как непонятные. При этом большинство опрошенных (72,22%) считают, что вопросы в проверочных листах изначально должны быть сформулированы доступно и понятно, чтобы по ним не требовалось дополнительных разъяснений.

Подавляющее большинство опрошенных предпринимателей готовы проводить самообследования (91,12%), особенно если появится удобный сервис в электронном виде (38,89%), проверки станут более редкими (35,56%) и в проверочном листе останутся только основные требования для самообследования (16,67%). Совокупно половина опрошенных (50%) готовы тратить на самообследование не более одного часа, при этом 17,78% готовы посвятить этому и целый рабочий день.

В целом многие опрошенные как со стороны бизнеса, так и со стороны инспекторского состава указали в форме свободного ответа на необходимость перевода проверочных листов в электронный вид.

Фото: из открытых источников

Видео