Профессиональные стандарты и заработная плата

13 марта 2014

Эксперты Аналитического центра Татьяна Еферина и Алла Салмина выступили накануне на научно-методическом семинаре «Резервы повышения производительности труда в бюджетной сфере», состоявшемся в Аппарате Совета Федерации.

В своем выступлении  руководитель управления программ социологических исследований Аналитического центра Татьяна Еферина сделала ряд предложений по повышению эффективности разработки  профессиональных стандартов. В частности, по мнению эксперта, необходимо скорректировать действующие условия тендера - определить реальные сроки для разработки профстандартов (от 120 дней) и прохождения обязательных согласований, увеличить сроки исполнения профессионального стандарта для вновь вводимых специальностей, установить дополнительные фильтры при подготовке конкурсной документации (приоритет разработчикам, обладающим  подтвержденным набором соответствующих компетенций).

«Необходимо формировать конкурсную документацию по принципу кластеров, в которых схожие или связанные специализации будет создавать один разработчик, - считает Татьяна Еферина. – Также важно разработать информационную кампанию, которая даст представление работникам – о критериях оценки своего профессионального уровня и планировании карьеры, работодателям – о критериях оценки квалификации персонала и  разработке системы стимулирования и мотивации, представителям системы профессионального образования – о содержательной основе для обновления образовательных стандартов, учебных программ и др.».

Заместитель руководителя управления Алла Салмина, говоря о проблемах повышения качества подготовки педагогических кадров, отметила, что повышение качества образования и престижа профессии учителя невозможно без значительного повышения оплаты труда учителей. Согласно данным официальной статистики по итогам 2013 г., в рамках реализации «майских» указов и нового закона «Об образовании» произошло значительное повышение заработных плат учителей -  до средних по региону. «Но данные более глубокого анализа показывают, что и здесь не все так просто. Заработная плата в большинстве регионов действительно выросла до средней по региону, но – главным образом – за счет роста нагрузки учителей. В большинстве регионов нагрузка выросла  в среднем до 1,5 ставки», - сказала Салмина. При мониторинге изменения заработной платы учителей, а также других работников бюджетной сферы, по мнению эксперта, необходимо использовать дополнительный показатель - изменения нагрузки работников.

«Значительно затрудняет объективно оценивать реальное изменение заработных плат выбранный для этого показатель «среднее значение по региону». Более правильным было бы использовать медианные значения, - считает Алла Салмина. - Смею предположить, что медианные значения заработных плат – при их оценке – будут значительно ниже средних, но зато смогут отражать реальную ситуацию с заработными платами».