Эксперты обсудили алгоритм размещения логистических центров

11 сентября 2018

В Аналитическом центре прошло обсуждение возможной кооперации заинтересованных сторон при размещении логистических центров с учетом схемы пространственного развития Российской Федерации и возможной оптимизации затрат, связанных с их созданием.

«Идея возникла в связи с длительным этапом разработки комплексного плана развития магистрально-транспортной энергетической инфраструктуры в рамках реализации майского указа Президента №204, в котором есть пункт, связанный с развитием сети транспортно-логистических мультимодальных центров, - сказал руководитель Аналитического центра Владислав Онищенко, открывая совещание в Аналитическом центре. - Когда данная задача появилась в комплексном плане, стало понятно, что необходимо координировать деятельность разных федеральных органов исполнительной власти, потому что таких планов много и они в какой-то степени пересекаются». Заявленные планы есть у Минтранса России, Минсельхоза России, Минобороны России, крупнейших российских инфраструктурных компаний, таких как: Почта России, РЖД и других.

Транспортно-логистические центры создаются там, где есть спрос или экономический рост, отметил эксперт. «Соответственно в некоторых местах количество одновременно реализуемых планов достаточно большое, поэтому возникла идея совместить центры там, где это возможно, и тем самым снизить бюджетные расходы», - пояснил Онищенко.

По словам эксперта Аналитического центра Даниила Наметкина, одна из основных проблем заключается в сроках реализации проектов. «Завершение работ должно совпадать по срокам, но у одних участников проекты выстроены хорошо, и они готовы их реализовывать в 2020 году, а у других - проекты находятся на самом начальном уровне развития, и готовы они будут только к 2024 году. Поэтому нужно прорабатывать механизмы синхронизации», - сообщил аналитик. Также важно конкретизировать базовые параметры: мощность проектов, необходимость нужной инфраструктуры, считает эксперт.

«Никакие планы, которые сейчас реализуются, останавливать не стоит, поскольку совпадение по времени сопоставить очень сложно, а указ реализовывать нужно», - считает заместитель директора Департамента программ развития Минтранса России Сергей Егоршев. По его мнению, транспортно-логистические центры (ТЛЦ), которые сейчас реализуют коллеги из Почты России, РЖД, Минобороны России, можно попробовать согласовать. «Эти наиболее крупные центры создадут опорную транспортную сеть всех логистических центров, которая будет формировать основные цепочки поставок грузов. Все остальные проекты будут развиваться и подстраиваться под эту опорную сетку. Даже если кто-то из крупных компаний уже определил города и у них будут складываться свои центры, то инфраструктура, по которой грузы перемещаются, будет та же, что и у других пользователей», - рассказал специалист.

Также Егоршев считает, что важно задать критерии крупнейших ТЛЦ. «Критерии уже были определены в концепции ТЛЦ, разработанной РЖД шесть лет назад. Ее можно взять как основу и скорректировать», - полагает эксперт.

По мнению заместителя директора Департамента экономики и финансов Минтранса России Юрия Лахина, наибольшие сложности с синхронизацией возникают именно в тех регионах, где пересекается больше всего различных проектов. Например, в регионе, где есть проекты Почты России и Минобороны России, совместить интересы очень сложно, так как у всех существуют свои требования. «Для решения этой проблемы нужно, чтобы Минэкономразвития России дало определение ТЛЦ применительно к майскому указу Президента №204», - уверен специалист. По его словам, здесь необходим системный подход, ведь важно понимать критерии, показатели, функциональные задачи и мотивацию для всех участников процесса.

По итогам обсуждения было принято решение объединить усилия и в максимально короткие сроки предоставить подробные планы по развитию транспортно-логистической инфраструктуры всех заинтересованных сторон для оценки возможных направлений оптимизации. Кроме того, эксперты согласились, что в качестве пилотного проекта может быть выбран Владивосток, где планируется реализовать одновременно 5 различных проектов.

Читайте также:

22.08.2018 - Вплан развития магистральной инфраструктуры попадут проекты с наибольшими социально-экономическими эффектами