Эксперты не видят препятствий для перехода на электронные трудовые книжки

30 августа 2018

Серьезных препятствий для перехода на электронные трудовые книжки нет, но остается решить вопрос по срокам. Такое мнение выразили участники круглого стола «От бюрократии к технократии: как изменят жизнь электронные трудовые книжки?», который прошел в Аналитическом центре.

Открывая мероприятие, руководитель Проектного офиса по реализации программы «Цифровая экономика» Аналитического центра Владимир Месропян напомнил, что сегодня сформировалось два основных подхода к введению электронного учета трудовой деятельности и трудовому документообороту – свои законопроекты представили Минтруд России и АНО «Цифровая экономика». Согласно первой концепции, переход на электронные трудовые книжки должен произойти в 2027 году, второй – на 7 лет раньше, в 2020 году.

«Проектный офис поддерживает законодательную инициативу Минтруда по переходу к электронным трудовым книжкам. При этом мы считаем слишком консервативным предложение осуществить переход этот в 2027 году. В современных условиях можно с минимальными рисками ввести электронные трудовые книжки намного быстрее, как это предлагает сделать бизнес-сообщество. Полный переход можно осуществить до 2020 года», – заявил Месропян.

Такую позицию разделили большинство участников дискуссии.

«Технократия лучше бюрократии. Не надо ждать 2027 года. Нужно развивать инфраструктуру и в 2020 году полностью отказаться от бумажных трудовых», – подчеркнул депутат Государственной Думы Вадим Деньгин. По его словам, это решит проблемы, связанные с потерей книжек, утерей контакта с работодателем и т.д.

Директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России Марина Маслова рассказала, что ведомство предлагает вести учет трудовой деятельности на основе данных Пенсионного фонда России. Их предлагают дополнить, чтобы электронная информация была такой же, как в бумажных трудовых книжках. «Таким образом, с 1 января 2020 года работодатели будут должны передать в электронном виде сведения о приеме на работу, переводах, должности, профессии, образовании, поощрениях и награждениях. Форму подачи данных будет устанавливать ПФР. Сведения в бумажной книжке будут иметь равную юридическую силу», – сообщила Маслова.

Использовать информацию можно будет при поступлении на работу, сборе необходимых справок и т.п. Сведения в электронном или бумажном виде можно будет получить у работодателя, в Пенсионном фонде, МФЦ и на портале государственных и муниципальных услуг.

Маслова отдельно отметила, что в Минтруде настаивают на том, чтобы переходный период установили до 2027 года. «Такого рода закон требует значительных поправок в нормативные акты – более 100. Требуется учесть все риски, соблюсти баланс интересов работников и работодателя, продумать меры защиты данных граждан. Мы планируем работать над этими вопросами с профильными ведомствами», – подчеркнула она.

«Трудовая книжка является рудиментом советских времен. Настал момент жестко перейти на электронный учет трудовых сведений. По оценкам McKinsey & Company, это даст ежегодную экономию в 50 млрд рублей, причем только для государства как работодателя экономия составит 12 млрд рублей. Это экономия, которую мы получим даже при пока не оптимальном и избыточном документообороте», – уверена член рабочей группы по нормативному регулированию АНО «Цифровая экономика», вице-президент ПАО Сбербанк Анна Попова.

Она также обратила внимание на то, что в документе ведомства не говорится о необходимости перевода в электронный вид основных кадровых документов – трудового договора, договора о полной материальной ответственности, ученического договора.

Представитель некоммерческой организации – Директор по направлению «Нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов высказался за то, чтобы предусмотреть в законодательстве возможности защиты молодых работников, которые в основном работают по договору гражданско-правового характера и в старости рискуют остаться незащищенными.

Замминистра экономического развития Российской Федерации Савва Шипов указал на необходимость дополнительной проработки вопроса о данных. «Нужно узнать, в достаточном ли количестве представлены в электронных системах данные прошлых периодов, и уточнить их статус в нормативных документах», – сказал он.

«Пенсионный фонд России готов принять на себя новую ответственность, - заверил заместитель Председателя Правления ПФР Алексей Иванов. - В прошлом году в пилотном проекте со Сбербанком мы проверили, как скажется нагрузка на системы организации. Технологических рисков запуска систем мы не видим».

Итог дискуссии подвела первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова. По ее словам, препятствий для внесения закона, который будет носить рамочный характер, сегодня нет.  «Совет Федерации не примет законопроект без всех подзаконных актов. Мы должны их видеть. Поэтому переходный период нужен, но какой он будет, станет понятно после создания подзаконных актов», – заявила Бокова.

Для решения всех вопросов, обозначенных экспертами, сенатор предложила создать дорожную карту по реализации данного законопроекта. Ее предложение поддержали все участники мероприятия.